Число пользователей Всемирной паутиной растет, а вследствие этого укрепляет свои позиции и Интернет-рекрутмент. Причем, если раньше таким способом искали менеджеров среднего звена, то сегодня в Интернете можно найти и трактористов, и топ-менеджеров.
Об особенностях онлайн рекрутмента, популярных инструментах, используемых для закрытия вакансий через Интернет, а также о том, как при помощи джоб-сайтов решать задачи, стоящие перед HR-департаментами разных компаний, шла речь на круглом столе, который провела во Владивостока компания HeadHunter.
«При помощи Интернета сегодня можно найти практически любого специалиста - например, недавно на сайте hh.ru была размещена вакансия тракториста, и на нее, кстати, шли отклики, - говорит Алена Алферова, директор филиала компании HeadHunter по Сибири и Дальнему Востоку. - Интернет сегодня позволяет искать сотрудников не только в России, но и за рубежом. Например, у нас были случаи, когда компания через наш сайт нашла сотрудника-китайца для работы в Китае».
Популярность Интернета как источника информации о потенциальных сотрудниках подтвердили участники круглого стола - HR-специалисты владивостокских компаний. Большинство из них на вопрос о том, каким способом они ищут сотрудников, поставили Интернет-поиск на первое место. Затем идут объявления в газетах, поиск по рекомендациям и объявления на сайте компании.
Активно работают с Интернетом и сотрудники кадровых агентств. «Единственное, кого довольно сложно найти в Интернете - это специалисты уровня Executive Seаrch. Понятно, что, например, руководители крупных корпораций не размещают о себе информацию в Интернете. Но этих людей не много, их и так знают, с ними по-другому работают, - говорит Ольга Рябчук, старший консультант по подбору персонала кадрового агентства «Карьера-Форум». - А вот уже специалистов с уровнем дохода от $8 до 15 тыс. уже можно искать в сети. Эффективен также поиск через Интернет в какой-то специфической сфере. Например, в узкой технической области. Такие специалисты, как правило, также размещают свои вакансии на работных сайтах, так как понимают, что их специальности не распространены. Эффективен поиск в Интернете специалистов со знанием языков, в том числе и экзотических.
Если говорить о позициях «рядовые продажи», здесь мы особого отклика от работных сайтов не ощущаем. А вот специалистов в области маркетинга и PR искать в Интернете довольно эффективно». Но использовать в рекрутменте можно не только работные сайты. По словам Алены Алферовой, это могут быть и доски объявлений, и социальные сети, и даже различные форумы. «В крупных городах в Интернете сидит подавляющее большинство тех людей, которые нужны работодателям. Согласно нашему исследованию, в Интернет, как правило, ходят мужчины и женщины в активном возрасте. Причем четверть из них имеют среднее образование, а подавляющее большинство - высшее. В общем, как раз те, кто нужен хэдхантерам», - говорит она.
Правда, надо сказать, что работодатели уже поняли, что их сотрудники в рабочее время не только работают, но и активно используют Интернет-трафик для нерабочих нужд. Поэтому, согласно еще одному опросу hh.ru, половина опрошенных компаний ограничивают доступ сотрудников в Интернет - закрывают ресурсы, непрофильные для бизнеса компании. Чаще всего в них попадают социальные сети и блоги. Причем эти ресурсы представители компаний считают страшнее порносайтов. Работные сайты закрывает всего пятая часть компаний, ведь их очень часто эйчары используют для аналитики - чтобы показать сотруднику его реальную стоимость на рынке труда.
А вот рекрутеры и специалисты по подбору персонала очень любят тех же «Одноклассников» за то, что там можно найти практически любого человека - 57% опрошенных hh.ru компаний используют социальные сети для поиска сотрудников. «Если человека не можешь найти, то иди на «Одноклассники» и «В контакте», там он, скорее всего, будет, - считает Алена Алферова.
Однако для некоторых позиций участие в социальных сетях может быть губительным. «Если я подбираю человека на топовую позицию, я обязательно смотрю, есть ли этот человек на «Одноклассниках», например. Если он там есть, для меня это показатель незрелости. Если финансовый директор крупной компании фотографирует себя где-то на Кипре и размещает эти фотографии в Интернете, то меня это настораживает, - считает Марина Железнякова, директор компании «Аванта Персонал» во Владивостоке.
Но не только рекрутерам помогает Интернет. Соискателям он также может дать массу информации. Например, как говорит Алена Алферова, благонадежность той или иной компании лучше всего проверять на форумах. Кстати, на них не мешало бы заходить и руководителям компаний, чтобы не только знать о своей репутации, но и иметь возможность ответного слова. «Недовольные чаще всего идут в Интернет и на форумах пишут все, что думают. Поэтому работодателям нужно работать с тем негативом, который есть в Интернете. Будет нечестно, если компания оставит это без внимания», - говорит Алена Алферова.
Стоит компаниям обратить внимание на свои сайты в Интернете. «Хороший сайт компании-клиента позволяет рекрутеру привлечь в компанию лучших кандидатов, - говорит Марина Железнякова. - Ведь мы не только сотрудника «продаем» компании, но и компанию - сотруднику. Сегодня соискатели очень настороженно относятся к компаниям, у которых нет собственного сайта».
Однако не стоит думать, что с развитием Интернет-технологий у рекрутеров и менеджеров по персоналу стало меньше возможностей оценить потенциального сотрудника. Сегодня они могут по шрифту на анкете и манере заполнения электронного резюме понять о человеке очень многое. А это значит, что с развитием Интернета потенциальных сотрудников оценивают не менее пристально.
Источник