Крупные компании, работавшие в России, отмечают низкий уровень знаний выпускников вузов. Впрочем, претензии еще ранее выставляли и наши работодатели. Действительно, опыт показывает, что вчерашние студенты, получив дипломы, совершенно не владеют навыками и знаниями для успешной карьеры и выполнения своих обязанностей.
Компания "Эрнст энд Янг" провела опрос представителей 27 крупных компаний с целью выяснить, как они сотрудничают с российскими вузами в последнее время и как оценивают слабые и сильные стороны современной российской системы высшего образования.
Результаты показали, что лишь 14 компаний из 27 удовлетворены уровнем знаний выпускников наших вузов и считают, что молодые специалисты отвечают их требованиям, предъявляемым к персоналу. При этом сегодня лишь три из 27 компаний работают с российскими бизнес-инкубаторами, и только семь организаций взаимодействуют с нашими вузами в области передачи технологий, лицензирования и коммерциализации. Эти показатели более чем в два раза ниже, чем в США и странах Евросоюза.
Получается, работодатели недовольны подготовкой наших кадров, с другой – в большинстве своем не очень-то и заинтересованы в том, чтобы эта ситуация менялась.
Как бы то ни было, по мнению участников исследования, российским университетам необходимо внедрять передовые международные методы, опираясь на поддержку государства и проявляя больше инициативы в отношениях с деловым сообществом. А наша система высшего образования нуждается в серьезной модернизации. Это, как считают авторы исследования, может помочь России стать наиболее привлекательной страной для привлечения современных технологий и развития производства.
Вообще-то давно известно, что на Западе наше образование считают слабым. В этом году ни один российский вуз не вошел в рейтинг Times Higher Education, а в альтернативном мировом рейтинге лучших вузов QS World University Rankings даже наш прославленный МГУ занял 93-е место. Впрочем, и российские работодатели недовольны уровнем знаний выпускников. По мнению экспертов, сегодня наши вузы просто оторваны от рынка труда.
Директор крупной рекрутинговой компании Артур Шамилов считает, что знания, которые дают нашим студентам, устарели лет на 10–15. Кроме того, в университетах слишком большое внимание уделяют теоретической подготовке в ущерб практике. «За границей наиболее успешной формой обучения признаны деловые игры, которые занимают 30–40% учебного времени и являются очень важным элементом обучения, – рассказал «НИ» эксперт. – Студенты разбирают какие-то ситуации, моделируют их в реальном времени, пытаются из этого получить максимальный опыт. В России этого нет, у нас действует старая советская система лекций и семинаров».
Источник