Депутаты–единороссы Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли в Госдуму законопроект, который исключает ситуацию, при которой работник, числясь в одной организации, фактически работает в другой по договору.
«Аутсорсинг персонала широко распространен не только у нас, но и зарубежом. Западные компании выходящие на российский рынок имеют, по разным причинам, ограничения в штатном расписании, и без подобной услуги они просто не смогут создать рабочие места в необходимом количестве», - считает директор по продажам петербургского филиала портала HeadHunter Ольга Анохина. Если законопроект будет принят, то нарушителям грозят санкции. За «безосновательное заключение гражданско-правового договора при наличии признаков трудовых отношений» грозит штраф - 100 тысяч рублей.
Инициаторы проекта мотивируют свою позицию тем, что такая схема лишает работника социальных гарантий. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, в частности, что «лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг» не имеет целого ряда конституционных прав. В частности - на защиту от безработицы, индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку» и т.д. «Ради защиты одного работника от одного недобросовестного работодателя, авторы проекта ставят под угрозу тысячи работников и работодателей», - комментирует думскую инициативу президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.
По версии эксперта гражданско-правовой договор не ущемляет ничьих прав, а напротив, дает возможность регламентировать труд некоторых категорий работников. Например, тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет работать по постоянному трудовому договору. При этом Алексей Захаров отмечает, что компании, пользующиеся лизингом персонала – это, как правило, «очень крупные компании».
Идея запрета лизинга персонала витает в кулуарах российского правительства минимум с весны этого года и, по одной из версий, является ответом на инициативу кадровых агентств узаконить «заемный труд». Тогда в поддержку запрета, в частности. высказывался председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Он согласился, что временный персонал находится в бесправном положении. В ответ Международная ассоциация компаний по лизингу персонала направила письма в адрес председателя Госдумы Бориса Грызлова и вице-премьера РФ Игоря Шувалова, в которых ввод запрета на кадровый аутсорсинг накануне вступления России в ВТО был назван «неразумным».
По оценкам международного кадрового агентства Kelly Services CES кадровый аутсорсинг распространен во всем мире: ежегодно до 5% экономически активного населения устраивается на работу по этой схеме. В России по подобным схемам работают от 70 тысяч до 100 тысяч человек. «Заемный труд – вполне адекватное явление, известное еще с советского времени. И отмена лизинга, равно как и гражданского договора, не уничтожит сам процесс, просто для него будут найдены иные формы», - резюмирует президент Superjob.ru Алексей Захаров.
Как считает Ольга Анохина, тезис о социальной незащищенности работника при подобной схеме работы кажется сомнительным. Компания – аутсорсер заключает с работником такой же трудовой договор, как и любой другой работодатель. «Если же речь о воспрепятствовании заключению временных договоров, то временными договорами могут «грешить» и прямые работодатели», - отмечает директор по продажам петербургского филиала портала HeadHunter.
Источник