Новые меры Госдумы по модернизации трудового законодательства могут привести к росту безработицы и увольнениям молодых сотрудников. «Труд» узнал, по кому они ударят в первую очередь и чем можно их заменить.
Максим прошлым летом окончил вуз и на протяжении года безуспешно пытался трудоустроиться по специальности — он переводчик.
Найти работу удалось только этой весной. Молодой человек был принят в штат кадрового агентства, у которого его арендовали другие компании. «Я типичный заемный работник, с моей специальностью это в порядке вещей. Компаниям невыгодно брать в штат на постоянной основе переводчика, а вот нанимать на разовые работы — вполне», — рассказал молодой человек «Труду».
В месяц Максим может поработать на трех-четырех работодателей и получить за это в среднем 42 тысячи рублей.
В ближайшее время такой способ работы в России может быть признан незаконным.
Одолженный работник
В России, по данным кадровых агентств, ежегодно заемным трудом занимаются до 150 тысяч человек.
Суть заемного труда состоит в следующем. Работник принимается в штат кадрового агентства. Когда какая-либо компания, например банк, нуждается во временном работнике, она обращается в кадровое агентство, а оно в свою очередь направляет работника трудиться в компанию. Банк платит кадровому агентству, агентство выплачивает зарплату сотруднику.
Это позволяет предприятию экономить на административных издержках — не приходится нанимать в штат сотрудника, тратить деньги и время на его оформление и поиск.
Удар по молодым
В нашей стране лизинг персонала применяется на должностях, где существует высокая сезонность труда или текучка кадров.
«95% персонала, занятого заемным трудом, — неквалифицированные работники, — рассказывает Наталья Долженкова, управляющий директор кадрового агентства “Адэкко”. — Чаще всего это студенты, люди старше 45 лет либо женщины с маленькими детьми, рассматривающие для себя вариант дополнительного заработка или временной занятости в период декрета. Этой категории работников сложно найти постоянную работу».
Заставят увольнять
В Госдуму на этой неделе внесен законопроект, который по сути запрещает использование заемного труда в России.
«Организации по содействию в трудоустройстве населения, в том числе негосударственные, не вправе заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям» — такова формулировка авторов инициативы.
После вступления закона в силу кадровые агентства вынуждены будут уволить всех таких сотрудников.
Таким образом, количество безработных в России единовременно увеличится как минимум на 70 000 человек. Это наименее социально защищенные слои населения. Они идут на временную работу из-за того, что не могут найти постоянную.
Авторы законопроекта — Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, и Михаил Тарасенко, председатель одного из самых влиятельных российских профсоюзов — горно-металлургического.
Профсоюзы против
Профсоюзы постоянно высказывались против заемного труда. Однако аргументация зачастую была скорее эмоциональной, нежели рациональной. Чаще всего она сводилась к формулировке «где же это видано, чтобы живых людей в аренду сдавали».
На самом деле проблемы лизинга персонала существуют не только в морально-этической плоскости. Например, как рассказывает Михаил Тарасенко, при направлении временных работников на металлургические заводы страховая тарифная ставка оказывалась заниженной в разы. Ведь формально сотрудник работает в кадровом агентстве, а на деле — на опасном производстве.
Нужен другой закон
Эти коллизии вызваны тем, что в России до сих пор нет закона о лизинге персонала, который принят в большинстве цивилизованных стран. До сегодняшнего дня эта процедура находилась в подвешенном состоянии: она не была запрещена, но и не существовало юридической основы для такой формы труда.
Авторы вносимого законопроекта по-своему решили эту проблему — предложили запретить заемный труд.
Михаил Тарасенко считает, что данные о возможной безработице завышены и что работники, занятые заемным трудом, после выхода закона смогут трудоустроиться в штат компании, в которой до этого работали в лизинге.
По мнению экспертов, скорее всего, случится обратное: эти сотрудники просто лишатся работы. Ведь аутсорсинг был привлекателен для работодателя тем, что позволял экономить за счет того, что работник не оформлялся в штат.
В очередной раз на рынке труда складывается ситуация, когда желание как можно больше защитить трудящихся приводит к обратным последствиям.
«Лизинг персонала — выгодная форма труда, которая вряд ли исчезнет после запрета. Скорее всего, она уйдет в тень, — считает Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода. — В связи с этим инициатива выглядит как минимум странно. С таким же успехом можно было бы внести законопроект о запрете крепостного права».
Цифры:
150 тысяч россиян заняты на заемном труде, в основном это молодые выпускники вузов;
16% — доля безработных среди молодых людей в России;
1% всего экономически активного населения состоит в штате кадровых агентств в США
75% — доля западных компаний среди потребителей услуги лизинга персонала в России
Источник: МОТ
Что мешает молодежи получить работу в России:
— Отсутствие практических навыков работы, которые можно получить только непосредственно в офисе, а не на университетской скамье.
— Пустая трудовая книжка смущает работодателей. Если человек еще нигде не работал, то непонятно, умеет ли он трудиться и подходит ли для должности, на которую претендует.
— Завышенные зарплатные ожидания — юноши и девушки требуют высокое жалованье.
— Отсутствие в большинстве компаний практики подготовки молодых кадров и института наставничества.