1,5 млн. рабочих нерентабельных производств рискуют оказаться на улице. По прошествии двух лет с начала мирового финансового кризиса ситуация на мировом рынке труда пока не улучшается. К такому выводу пришла Международная организация труда в докладе, подготовленном к саммиту стран «большой двадцатки».
Глобальная безработица достигла 210 млн. человек. Это все население России, Украины и Белоруссии вместе взятое.
В 10 странах «большой двадцатки» безработица за последний год выросла. В некоторых развитых странах, например Испании и ЮАР, доля людей, не имеющих места труда, превышает 20% работоспособного населения.
Сильнее всего кризис ударил по молодым людям. В мире за три года безработица среди этой категории населения выросла в два раза. 19% людей из стран G20 в возрасте до 25 лет не имеют рабочего места.
Еще одна категория пострадавших — работники сферы производства и строительства. Доля этих сотрудников в общей занятости сократилась на 3%.
Чтобы удержать мировую безработицу хотя бы на текущем уровне, необходимо в ближайшие 10 лет создать 440 млн. рабочих мест, из них 210 — в странах «большой двадцатки» и 7 млн. — в России.
Социалка вместо бонусов
В условиях финансового кризиса мировые правительства попали в двойственную ситуацию. С одной стороны, для улучшения экономического положения необходимо сделать доступными кредиты, стимулировать мелкий бизнес, снижать налоговое бремя. С другой стороны, чтобы избежать массовых акций протеста, необходима помощь пострадавшим от кризиса, то есть увеличение социальной нагрузки, что подразумевает, наоборот, увеличение налогового бремени, недоступность кредитов.
Для развития экономики нужна государственная поддержка для самой активной, работающей части населения. Однако подобные действия вызовут недовольство тех, кто работы лишился. А поскольку голодающим безработным, как обычно, «нечего терять, кроме своих цепей», поддержка в первую очередь приходит в руки безработных. Причем эта ситуация справедлива как внутри государств, так и в отношениях между ними. Достаточно вспомнить, как на деньги европейских налогоплательщиков оказывалась поддержка Греции.
Любая попытка заставить работников G20 трудиться больше приводит к национальным забастовкам, Во Франции после увеличения пенсионного возраста с 60 до 62 лет по всей стране прошли масштабные забастовки, результатом которых едва не стал энергетический кризис. Правительство страны было вынуждено уйти в отставку.
В итоге на мировую экономику, и без того дышащую с трудом, ложится социальное бремя, намного более тяжелое, чем до кризиса. В этой ситуации сложно ожидать развития глобальной экономики и бума новых рабочих мест, которые как раз и нужны как воздух.
Пояса безработицы могут затянуть Россию
Наша страна движется в русле мировых тенденций, добавляя в палитру немного национального колорита. Ситуация на нашем рынке труда дополнительно осложняется советской системой образования городов, когда вокруг одного крупного предприятия возникал населенный пункт, обслуживающий этот завод. В итоге нерентабельным становится не только одно, пусть даже крупное предприятие, а целый город.
Возникает заметная дифференциация экономики и, как следствие, безработицы. В Москве зарплаты выходят на докризисный уровень, а в Дагестане в некоторых регионах безработица достигает 70%.
Дополнительно ситуация усугубляется низкой мобильностью населения. Так, в нашей стране лишь 2% работников готовы сменить место жительства ради нового места работы, в то время как в США каждый пятый как минимум раз в жизни уезжает в другой регион, получив предложение от работодателя.
Это неминуемо приведет к тому, что в стране появятся депрессивные пояса безработицы. К таким уже сегодня можно отнести Северный Кавказ и Центральную Россию. В первом регионе безработица зашкаливает, при этом население не хочет переезжать в другие места, а работы для него нет. Во втором регионе безработица пока держится на низком уровне, однако она может резко вырасти в случае банкротств многочисленных убыточных производственных предприятий.
Притом что уровень жизни в Центральной России низок, а средняя заработная плата составляет 8 тысяч рублей, уволенные работники не смогут самостоятельно справиться с безработицей. У них нет ресурса для смены региона, нет накоплений и нет возможности пройти переобучение и получить новую работу в своем городе.
Рабочие, молодые и сорокалетние — будущие жертвы
Будущий кризис на рынке труда может начаться из-за разорения нерентабельных предприятий, которые дышат на ладан после экономических потрясений последних двух лет, а также из-за модернизации вполне рентабельных предприятий, откуда начнут увольнять ненужный уже персонал.
В первую очередь эти увольнения могут затронуть легкую, деревообрабатывающую, лесодобывающую, горнодобывающую и металлургическую промышленность.
Легкопромышленные фабрики в нашей стране едва сводят концы с концами и держатся лишь на субсидиях региональных и федеральных властей, а также на кредитах, которые нужно возвращать. Там увольнения могут начаться из-за разорения предприятий.
В лесодобывающей и обрабатывающей промышленности полным ходом идет модернизация производства. Запускаются новые роботизированные станки и техника, для обслуживания которых нужно на 70% меньше персонала, чем есть сегодня. Похожая ситуация и в металлургии.
Параллельно идущие модернизация одних и разорение других могут выбросить на рынок до 1,5 млн. «синих воротничков». Это при общем сокращении числа рабочих мест в промышленности и отсутствии новых предприятий в стране приведет к появлению большой прослойки хронических безработных, которых власти вынуждены будут поддерживать дотациями и социальными выплатами.
Квалифицированный офисный персонал может работать спокойно, их возможный новый кризис почти не коснется.
Среди «белых воротничков» под увольнения могут попасть либо молодые люди, только что устроившиеся на работу, либо те, кто до 40–45 лет трудится рядовым сотрудником и не хватает звезд с неба. Это сотрудники финансовых и юридических департаментов, административно-хозяйственных отделов.
Возможный кризис все-таки больше страшен представителям рабочих специальностей, поскольку в офисах увольнения произойдут только в тех компаниях, которые не смогут за ближайший год преодолеть последствия кризиса предыдущего. А это, как правило, малый и средний бизнес, в основном ориентированный на торговлю и перепродажу.
Крупные работодатели уже успели перестроить систему подбора и функционирования персонала, и новых увольнений у них не предвидится.
Безработица
2 млн. россиян, по официальным данным, лишились работы с начала кризиса;
91 371 предприятие по всей стране увольняло работников с начала 2010 года;
1,5 млн. россиян стоят на учете в службе занятости населения;
594 тысячи отечественных работников находятся на сегодняшний день в вынужденных отпусках по инициативе работодателя;
426 тысяч уволенных в начале кризиса на сегодняшний день смогли найти себе новую работу;
36 регионов России заявили о росте числа официальных безработных на прошлой неделе;
28% работающих россиян ожидают, что лишатся работы в ближайшие два-три месяца;
20% работающих россиян считают, что их предприятие может закрыться в ближайшие два-три месяца;
22% работающих россиян уверены, что экономическая ситуация на их предприятии ухудшится в ближайшие полгода;
17% работающих россиян прошли через сокращение зарплаты на 20%;
13% работающих россиян жалуются на задержки выплат зарплаты на предприятии;
21% работающих россиян говорят, что их предприятие остановилось из-за кризиса
Подробнее: