Россия является как импортёром, так и экспортёром рабочей силы. Причём, если уезжают от нас высококвалифицированные специалисты и молодые учёные, то на их место прибывает иной контингент. В основном это люди с низким уровнем образования и ярко выраженным нежеланием интегрироваться в российское общество.
Проблемы законодательного регулирования миграционных потоков обсудили участники парламентских слушаний, которые состоялись в Совете Федерации.
«Нужно ясное понимание того, какие мигранты и в каком количестве нужны России. Важно создать механизмы, позволяющие регулировать величину и направления миграционного потока, быстро находить кадры необходимой квалификации или обучать их», – такими словами открыл встречу Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. При этом особое, привилегированное положение в этом потоке должны иметь наши соотечественники. Необходимо дать им зелёный свет – ускорить работу по созданию привлекательных условий в принимающих регионах. Другое дело – нелегальная миграция, являющаяся источником сверхприбыли для бизнеса и «кормушкой» для коррупционеров. Вопрос об ответственности работодателя за использование нелегалов должен стоять жёстко. Кроме того, в стране абсолютно не используется резерв внутренней миграции, и это будет продолжаться, пока не будет решён жилищный вопрос. Сейчас люди, как при крепостном праве, привязаны к своему жилищу. Никто не может уехать, поскольку понимает, что в другом городе ему ничего не светит, кроме дорогостоящей съёмной квартиры. Подводя итог сказанному, Сергей Миронов заявил, что России «нужна новая концепция государственной миграционной политики, которая придаст целостность проектированию миграционного законодательства».
С основным докладом на встрече выступил директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. По его словам, в 2010 году на территорию России въехали 12,3 млн иностранных граждан. Это на 4 процента больше, чем в прошлом году. Сейчас в стране находится около 7 млн иностранцев, из них 2 млн – туристы, учащиеся и те, кто находится на лечении. Более миллиона работают на законных основаниях, а вот 3–3,5 млн пребывают в стране на законных основаниях, но работают они, скорее всего, нелегально. Основной поставщик мигрантов – страны СНГ, причём лидируют Украина, Узбекистан и Казахстан. Что касается дальнего зарубежья, то Китай уступил в этом году свои позиции Германии. Преувеличенной назвал Константин Ромодановский данные многих СМИ о том, что страна буквально наводнена мигрантами, которые ухудшают криминогенную ситуацию. Из общего числа преступлений выходцами из других стран совершены лишь 3,5 процента. Причём треть из них – это использование поддельных документов.
«Регулировать процессы трудовой миграции необходимо исходя из чётких критериев, – считает председатель Комитета по делам СНГ Андрей Молчанов. – Ключевым является принципиальное отношение к привлечению иностранной рабочей силы. Чем она является для России – временным подспорьем, которое нужно принять как данность, или потенциальным источником ускоренного развития России и стран наших партнёров? Нам пока не удалось сформулировать чёткий ответ на этот вопрос. Это главная причина того, что пробуксовывает не только правоприменительная, но и правоустанавливающая практика».
Комментируя журналистам итоги парламентских слушаний, Сергей Миронов особо подчеркнул: «Да, к сожалению, мы сегодня не можем обойтись без мигрантов как источника трудовых ресурсов. Но если кто-то думает, что мы решим наши демографические проблемы за счёт миграции, то отвечу: это путь в никуда. Только за счёт повышения рождаемости населения Российской Федерации и уменьшения смертности, в том числе из-за причин, явно не связанных с заболеваниями – ДТП, убийства, самоубийства, отравления алкоголем, мы сможем самостоятельно решить эту проблему. Иначе через какое-то время это уже будет не Россия».
Источник