Татьяна Малеева,
директор НИСП
Одна из примет времени — острая общеполитическая дискуссия об увеличении пенсионного возраста. Этот вопрос перестал быть предметом чисто кулуарного и экспертного обсуждения. Существуют аргументы «за» и «против» повышения пенсионного возраста. Аргументы «за» — это старение населения, ухудшающееся соотношение между численностью пенсионеров и работников.
Среди аргументов «против»: уже сейчас соотношение между работающими и пенсионерами в три раза меньше, чем в тот момент, когда формировалась национальная пенсионная система. Недалек тот период, когда численность пенсионеров и лиц трудоспособного возраста, активно действующих на рынке труда, просто сравняются.
Высокий уровень занятости пенсионеров (сегодня это треть работающих пенсионеров) — это реальное свидетельство того, что наступление пенсионного возраста не означает реальной потери трудоспособности, и что в реальности, если пенсионный возраст будет повышен, этой работоспособностью и трудоспособностью обладают многие люди, возраст которых превышает границу нынешнего пенсионного. Нормативный возраст выхода на пенсию в России самых низкий среди развитых стран. Мало этого, фактический возраст выхода на пенсию в связи с разными возможностями досрочного выхода на пенсию — еще ниже. Для мужчин в среднем на 6 лет, для женщин — на 3 года.
Есть и еще одна тенденции, малоизвестная, но немаловажная, о которой неоднократно говорилось в исследованиях НИСП — сокращение продолжительности трудовой жизни. Во времена зарождения советской пенсионной системы и определения порогов пенсионного возраста среднестатистический мужчина появлялся на рынке труда в возрасте 15 лет (высшее образование в 1932 г. было уделом избранных), а продолжительность его трудовой жизни составляла 45 лет. Сегодня среднестатистический мужчина в силу продолжительности цикла образования появляется на рынке труда не ранее 22 лет, и досрочное пенсионирование выводит среднестатистического мужчину с рынка труда в возрасте 54 лет. Соответственно, продолжительность трудовой жизни сокращается с 45 до 32–33 лет и составляет чуть более половины продолжительности жизни тех, кто проходит весь цикл «образование — трудовая жизнь — пенсионная жизнь». А женщины на российском рынке труда работают около 40% от продолжительности своей жизни.
Понятно, что трудно рассчитывать на то, что, работая все меньше, пенсии можно будет получать все большие.
Источник