Так жить нельзя – именно к такому выводу пришли в ходе круглого стола в Общественной палате его участники, обсуждавшие проблемы современного российского образования. Представители вузов, бизнеса и общественности в целом обеспокоены проблемой «демографической ямы», последствия которой вскоре предстоит пережить российским учебным заведениям, и опасаются за качество российского образования, которое уже сейчас не отвечает современным требованиям.
Модератором обсуждения выступила член Общественной палаты Тина Канделаки. «Демографическая яма» начала и середины 1990-х годов приведет к недобору студентов уже в ближайшие два года, и эта тенденция необратима, отметила в начале обсуждения Тина Канделаки. Эту проблему необходимо решать уже сейчас, иначе через несколько лет разбираться придется уже с ее последствиями: понижением качества образования и нехваткой квалифицированных специалистов.
Вместе с тем еще задолго до известия о надвигающемся демографическом кризисе учебные заведения вызывали нарекания со стороны бизнеса. Эксперты полагают, что отечественные вузы оторваны от реальных потребностей рынка и отказываются анализировать его запросы. «Только сам бизнес знает, какие специалисты будут нужны через 5-8 лет. Я это в своей компании понимаю, а педагоги нет», – посетовал советник генерального директора по академическим программам «Яндекс» Григорий Кондаков. «Преподавателями становятся люди, которые за всю свою жизнь ничего руками не делали – только книжки читали, а потом их пересказывали. Вот поэтому студенты им и не верят. Они чувствуют ложь в преподавании», – согласился эксперт в области демографической ситуации Сергей Градировский.
В свою очередь, генеральный директор рекрутингового портала HeadHunter.ru Юрий Вировец посоветовал компаниям организовывать стажировки не только для студентов, но и для педагогов, чтобы преподавательский состав оставался на современном уровне.
«Работодатели тратят огромные деньги на профессиональную переподготовку сотрудников, – отметилВировец, – но при этом сами относятся к системе образования потребительски. Работодатели массово говорят о том, что система образования не очень хороша, но при этом не хотят тратиться на ее улучшение и жалуются на то, что вложения рискованны и долгосрочны».
Исключение пока составляют лишь IT-компании. «Сейчас многие компании: «Яндекс», IBS, ABBYY, «Лаборатория Касперского» – имеют кафедры на Физтехе и привлекают студентов с ранних курсов. У нас есть своя кафедра. Мы работаем со студентами по теме искусственного интеллекта, они пишут диссертации прямо в компании и остаются у нас работать. Это очень важно. Это можно распространить на все вузы России», – рассказал основатель и председатель совета директоров ABBYY Давид Ян.
Другие представители бизнеса, присутствующие на круглом столе, согласились с идеей селекции молодых талантов, но не могли не упомянуть о некоторых рисках: в частности, студент, в которого на протяжении нескольких лет вкладывались деньги, в последний момент может сменить профориентацию.
«12 лет наш фонд дает стипендии студентам, абсолютно не рассчитывая, что они придут работать к нам в компанию. За это время больше 12 тысяч стали стипендиатами. Из них во всем холдинге работают только единицы. По крайней мере, в самом фонде есть только один человек, который был стипендиатом. То есть это нецелевая практика», – рассказал Игорь Юшин, начальник отдела развития Благотворительного фонда В. Потанина.
В финале обсуждения его участники пришли к общему выводу, что бизнес готов активнее участвовать в формировании кадрового резерва, если предварительно заручится некими гарантиями на случай рисков.
Источник