Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор рекрутингового агентства Antal Russia:
— Уходящий год оправдал ожидания и прогнозы — большинство компаний снова начали увеличивать штат, уровень зарплатных предложений подтягивается к докризисному, а в некоторых случаях уже и превышает его. В 2010 г. рекрутинговый бизнес, который является одним из индикаторов уровня экономической активности, увеличил обороты на 20-50% по сравнению с кризисным периодом.
Уверенный рост рекрутинговой активности отмечается во всех секторах экономики, медленнее других восстанавливаются только отрасль строительства и недвижимости. Значительное количество производственных проектов, которые были заморожены, снова запущены, на российский рынок выходят международные компании, запускаются стартапы.
Тем не менее, некоторые компании наряду с активным наймом продолжают проводить сокращения — увеличение ставки единого социального налога заставляет менеджмент искать дополнительные способы снижения затрат и повышения эффективности.
Тенденции 2010 г. по отраслям
Управление персоналом: менеджмент снова фокусируется на развитии корпоративной культуры
С возвращением на рынок определённой стабильности обеспечение эффективной внутренней коммуникации между всеми подразделениями компаний снова стало одним из приоритетных направлений в работе крупных международных и российских компаний. Спрос на менеджеров по внутренним коммуникациям значительно превышает предложение, эта специальность относится к дефицитным.
IT-сфера: рынку нужны управленцы
Не столь востребованные в кризис, сейчас IT-директора снова в цене — компаниям требуются профессионалы, обладающие стратегическим видением, способные сформировать стратегию развития IT-инфраструктуры, управлять процессом внедрения и совершенствования IT-систем.
Продажи: во всех отраслях растёт количество вакансий для сейлзов
Больше всего предложений для менеджеров по продажам — в компаниях среднего бизнеса. Увеличился
Маркетинг: в цене интернет-маркетологи
Продвижение в интернете занимает всё бОльшую часть маркетингового бюджета крупных компаний. На рынке ощущается значительный дефицит специалистов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта.
Финансы и бухгалтерия: основное требование к кандидату — наличие уверенных прикладных навыков
Работодатели пока не готовы предлагать кандидатам зарплаты, докризисного уровня. Тем не менее специалисты, обладающие навыками формирования отчётности, составления cashflow, глубокими знаниями стандартов российского налогового и бухгалтерского учёта, могут рассчитывать на повышение уровня компенсации до 30% при переходе в другую компанию.
В сфере бухгалтерии вакансий всё ещё немного, особенно для опытных сотрудников с высокими зарплатными ожиданиями. Тем не менее спрос на них есть в B2B- и FMCG-компаниях.
Юриспруденция: рост спроса
Уровень заработных плат в юридической сфере постепенно растёт, однако не стоит ожидать резких скачков в следующем году.
Банковский сектор: акцент на продажи и работу с клиентами
Основной задачей корпоративных банков стало привлечение клиентов и развитие бизнеса — особенно востребованы хорошие клиентщики различных уровней.
Ирина Кондратова, исполнительный директор Kelly Services CIS:
— В 2010 г. рынок труда окончательно стабилизировался, обозначилась тенденция плавного роста. Многие компании сумели достигнуть хороших бизнес—результатов, что было связано с такими мерами, как повышение эффективности сотрудников и жёсткий контроль расходов.
Ещё не все компании вернулись к показателям докризисного уровня (по количеству персонала и уровню оплаты труда), однако тенденции роста зафиксированы практически во всех отраслях. Причём заметно оживились сферы, серьёзнее всего пострадавшие в кризис — финансы, IT, производство, ритейл.
Из отдельных тенденций в 2010 г. можно отметить увеличение требований к соискателям: сроки работы в компаниях, общий стаж, владение языком, наличие сертификатов, профессиональной мотивации, возможности выполнять смежные задачи, готовность к ненормированному рабочему дню. Работодатель готов долго ждать, чтобы найти кандидата с необходимым опытом работы. Увеличилось количество этапов интервью, много внимания уделяется таким инструментам, как тесты, рекомендации. Кроме того, сегодня работодатели не готовы брать кандидатов, которых придётся дополнительно обучать внутри компании. Считается, что рынок позволяет найти готового специалиста, что не всегда соответствует реалиям.
С другой стороны, в связи с ростом числа вакансий на рынке проявились
Наталья Селезнёва, к.ф.н., генеральный директор портала MediaJOBS.RU и экспертного рекрутингового медиаагентства Штаты.RU:
— Если говорить о зарплатах, то основная тенденция следующая — эксклюзивные менеджеры и специалисты «покупаются» другими компаниями по своей максимальной стоимости, но в 2010 г. это единичные контракты. Зарплатные ожидания резко упали для тех, кто ушел с предыдущего места работы и ищет новое. Даже топ-менеджеры, покинув компанию, часто идут на уступки по зарплате в случае входа в перспективные проекты. В связи с этим заметно увеличилось количество вакансий без указания зарплаты — таких предложений в зависимости от специализаций от 40% до 57%. Компании оставляют за собой возможность договариваться.
Длительное отсутствие стартапов к концу 2010 г. определило такие черты посткризисного рынка труда, как уход из медиабизнеса топ-профессионалов. При этом уход топ-менеджера из брендовых компаний зачастую не сопровождался конкуренцией за него со стороны других компаний или вновь создающихся проектов, как это было раньше. В 2010 г. компании были очень осторожны в «покупке» дорогих топов, и последние часто принимали решение в смене сферы деятельности, покидая медиабизнес в пользу банковского сектора, рынка недвижимости, страховых компаний и пр.
Ещё одна тенденция 2010 г. — массовое отчаяние дилетантов: рынок был переполнен людьми, которые получили образование и начали работать в газетах и журналах. Потеряв работу в кризис, они перестали понимать, на что рассчитывать в профессиональной карьере далее. Даже опытные специалисты резко теряют адекватную самооценку оттого, что
Чтобы не принимать эти проблемы на личный счёт, всем, кто столкнулся с проблемами поиска работы в печатных СМИ, советуем следить за статистикой рекламного рынка. По данным АКАР, рост рекламы за три первых квартала 2010 г. для печатных СМИ составил в среднем 7% (ТВ — 11%, интернет — 37%). По мнению некоторых экспертов, на уровень 2008 г. рынок печатной прессы может уже не вернуться.
Характерные черты медиарынка-2010:
• общее повышение требований к квалификации тех, кто имеет работу
• понижение зарплатных ожиданий как плате за вход в компании, где можно получить лучшую квалификацию (это плата за возможность будущей карьеры и будущих высоких компенсаций)
• рост интенсивности труда.
В заключение ещё об одной тенденции 2010 г. — о стагнации на рынке вакансий стратегического маркетинга. В период кризиса отделы маркетинга издательских домов были сокращены в числе первых, и пока заметного оживления на рынке маркетинговых вакансий в медиа нет. В августе был всплеск спроса на PR-менеджеров, но PR-активность компании мало связана со стратегией развития компании. К сожалению, стратегический маркетинг является сегодня редкой роскошью, но те, кто ищет специалистов, способных определить и реализовать перспективные пути развития компании, имеют больше шансов на успешное профессиональное будущее.
Эксперты кадрового холдинга АНКОР отмечают, что с середины 2010 г. многие компании почувствовали на себе заметное облегчение после кризиса, которое выразилось в восстановлении прежних объёмов бизнеса и запуске новых проектов. Количество вакансий «под развитие» и замену существующего персонала значительно увеличилось, впрочем, как и активность соискателей в части поиска более подходящего места работа. В период с I по III кварталы 2010 г. лидирующими по количеству открываемых позиций отраслями стали:
• сектор товаров народного потребления
• медицина и фармацевтика
• информационные технологии
• банки и финансовые услуги
• промышленный сектор
• недвижимость и строительство.
По сравнению с самой нижней точкой падения (февраль-март 2009 г.), когда количество вакансий сократилось в среднем по России на 50%, к началу осени 2010 г. рынок отыграл примерно 70% от максимума докризисной активности.
В 2009 г. в очень сложном положении оказались
В 2010 г. для выпускников и студентов ситуация существенно улучшилась — бизнес снова готов привлекать специалистов без опыта, но, в отличие от докризисного периода, преимущественно только на начальные позиции. Поэтому студенты и молодые специалисты без опыта в 2010 г. востребованы в следующих сферах бизнеса:
• продажи: мерчендайзер, продавец-консультант, торговый представитель, медицинский представитель, ассистент отдела продаж, специалист по продажам, специалист по введению данных, промоутер
• ресторанный бизнес: официант, повар, бариста
• административный персонал: ассистент, секретарь, помощник
• обслуживание клиентов: оператор call-центра, специалист по техподдержке.
Материал проекта
Автор: Виктория Донецкая