По данным онлайн-рекрутинговой системы HeadHunter, самыми востребованными позициями на ИТ-рынке являются программист 1С, тестировщик, администратор базы данных и системный администратор. Причем на протяжении последних двух лет количество вакансий в сфере «Информационные технологии/Телекоммуникации» постоянно растет. В целом спрос на программистов 1С во втором полугодии 2010 года относительно первого полугодия 2009 года вырос на 104 %, администраторы базы данных стали более востребованы на 95 %, системные администраторы – на 89 %, тестировщики в 3,3 раза. Стало быть, позиция программиста 1С – одна из самых дефицитных на рынке информационных технологий и коммуникаций: в декабре 2010 года количество имеющихся в базе HeadHunter резюме равнялось количеству вакансий. Примерно такая же ситуация наблюдалась и у тестировщиков. Наименьшим спросом из представленных позиций пользуется системный администратор. В декабре 2010 года на одну подобную вакансию приходилось пять резюме. Для сравнения, годом ранее на место системного администратора претендовало в среднем два человека. Это говорит о возросшем уровне конкуренции при трудоустройстве на эту позицию. Колебания зарплатного диапазона, как отмечает HeadHunter, на протяжении последних двух лет было незначительным. Уровень зарплат у системного администратора и тестировщика колебался в пределах 39-41 тыс. руб. и 39-46 тыс. руб. соответственно. Более всего в 2009-2010 году получали программисты 1С. По сравнению с первым полугодием 2009 года уровень их зарплат по итогам второго полугодия 2010 года вырос на 20,5 %.
Специалисты международной компании по предоставлению решений в области управления персоналом Kelly Services считают, что популярностью у работодателей в 2010 году пользовались технические профессии: инженеры, специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем, системные аналитики, архитекторы, специалисты по поддержке приложений. Одно из самых востребованных направлений у вендоров – корпоративные продажи на вертикальных рынках, в связи с чем остро востребованы специалисты по продажам, которые хорошо ориентируются в особенностях того или иного сектора и имеют наработанную базу клиентов. Сложно в 2010 году было найти работу руководителям ИТ-отделов, количество их резюме в разы превышало наличие вакансий.
В 2010 году, по данным Kelly Services, можно было выделить тенденцию увеличения требований к соискателям: стаж, наличие сертификатов, готовность к ненормированному рабочему дню и проч. Изменился возрастной диапазон: все чаще компании предпочитают более зрелых сотрудников. Сами же соискатели стали более адекватно оценивать свои возможности, многие специалисты время застоя рынка употребили на приобретение новых навыков. В третьем квартале 2010 года заметно увеличилась активность сотрудников в рассмотрении новых предложений. Это связано с тем, что в период рыночной нестабильности многие кандидаты откладывали момент перехода в другую организацию, так как, во-первых, количество предложений было минимально, а во-вторых, нестабильность рыночной ситуации в целом делала смену работодателя процессом крайне рискованным.
Аналитики Kelly Services отмечают, что в 2011 году прогнозируется постепенное и взвешенное движение в сторону увеличения штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 года, или с небольшим увеличением по отношению к 2010 году, хотя у многих кандидатов уже сложилось мнение, что кризис закончился, и они намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию.
ИТ-компании в целом позитивно смотрят на состояние рынка, в том числе и рынка кадров. С точки зрения директора по развитию бизнеса «Промышленность» международной ИТ-компании Tieto Олега Аэрова, в 2010 году отрасль ИТ вернулась к докризисному уровню развития. «Если в 2008-2009 гг. целый ряд проектов, особенно инвестиционных, был заморожен, то сейчас динамика на рынке ИТ увеличилась. Для компании Tieto 2010 год был периодом закрепления позиций на российском рынке – реализовывался ряд крупных проектов, что сказалось на нашей потребности в кадрах. C точки зрения персонала для нас в 2010 году был актуален подбор ключевых сотрудников практически по всем направлениям – сервисные службы, развитие бизнеса, ИТ-специалисты. Наиболее востребованы были ведущие сотрудники по развитию бизнеса для направлений «Энергетика», «Телеком», «Промышленность». Необходимы были люди с опытом как в индустрии, так и в консалтинге для продвижения всего спектра услуг компании. Востребованы технические специалисты по продуктам SAP, Microsoft. Также, учитывая активные действия на рынке центров обработки данных, требовались сотрудники инфраструктурных и инженерных направлений. Среди тенденций 2010 года я бы назвал, прежде всего, тот факт, что зарплатные ожидания специалистов сегодня уже превышают докризисный уровень. Одновременно заметно выросло число сотрудников, которые держатся за работодателя. Видимо, осмыслив опыт 2008-2009 годов, люди стали ответственнее относиться к текущему месту работы. Если говорить об уровне кадров на рынке, то, несмотря на то, что выбор специалистов стал больше, вопрос соотношения цены и качества персонала остается», – отмечает Олег Аэров.
Также г-н Аэров уточняет, что серьезное внимание Tieto будет уделять обучению существующих сотрудников. В минувшем году компания начала системную работу с учебными заведениями, бизнес-школами и вузами, чтобы иметь возможность «формировать» потенциальных сотрудников на более ранних этапах (подробнее об этом см. новость рубрики «Tieto» от 16 декабря 2010 г.). Кроме того, по словам специалиста, Tieto готова работать со стажерами, и сегодня это тренд для всех крупных ИТ-компаний.