На рынок труда возвращаются докризисные настроения. Наши соотечественники по-прежнему мечтают зарабатывать побольше, но при этом чаще всего обладают достаточно низкой квалификацией.
Три четверти кадровиков сталкиваются с недостаточным уровнем подготовки кандидатов и почти половина — с завышенными зарплатными ожиданиями. Таковы данные исследования кадрового холдинга «АНКОР». Две эти причины лидируют с отрывом в списке проблем кадровиков при поиске работников. На третьем месте — «общая нехватка персонала в регионе» лишь с 22%.
Схожая ситуация наблюдалась и до кризиса: квалификация сотрудника на рынке не всегда соответствовала занимаемой должности, но самих работников это не волновало. В случае претензий от компании всегда можно было найти работу в другом месте — вакансий на рынке хоть отбавляй.
Кризис внес свои поправки в ситуацию. Безработица увеличилась, аппетиты кандидатов поумерились. Казалось, 2008–2009 годы отрезвят их. Но с улучшением ситуации рынок труда постепенно возвращается в докризисное состояние. «Соискатели в своей массе повысили планку ожидаемого ежемесячного дохода практически до докризисного уровня, тогда как еще далеко не все компании готовы предлагать своим работникам такой уровень оклада», — рассказывает Татьяна Купряхина, руководитель отдела рекрутинга кадрового агентства Formtime Personnel. Эта тенденция, по ее словам, напрямую зависит от экономической ситуации в стране и вряд ли стабилизируется раньше, чем экономика.
Бюджет в нашей стране во многом зависит от мировых цен на нефть, которые вновь благоприятны для России. При этом не существует зависимости между экономической ситуацией и интенсивностью работы жителей нашей страны. В основном финансовое положение будет меняться вне зависимости от производительности труда. Отсюда и настроения у российских работников — зачем много работать, если это мало влияет на доход?
Психология людей неизменна в любых экономических условиях. «Иногда при общении с кандидатами всплывает вопрос: почему вы претендуете на ту позицию? Ответы бывают обескураживающими: мол, зарплата же больше. А то, что кандидат не обладает целым рядом требуемых навыков и компетенций, для него третьестепенно и маловажно», — делится впечатлениями Надежда Смирнова, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.
В некоторых кадровых агентствах ситуации доходят до комичных. Например, летом 2009-го, в разгар кризиса, по некоторым направлениям (маркетинг и PR) в кадровом агентстве Kelly Services 95% кандидатов отсеивались еще на стадии рассмотрения резюме. Кандидаты просто присылали свою запросы на позицию, хотя даже по формальным требованиям им не соответствовали. Вообще сфера PR и маркетинга — одна из самых сложных для работодателей. «В эти профессии приходят очень амбициозные люди, — комментирует Татьяна Акимкина, руководитель отдела по поиску и подбору персонала (направление FMCG) холдинга «Империя Кадров». — Естественно, их ожидания не всегда оправдываются».
Еще одна проблемная отрасль — административная. По словам эксперта, туда приходят обычно студенты, окончившие вузы с громкими названиями. Им кажется, что сам факт наличия диплома должен как-то повысить им зарплату. Российские компании считают, что в них еще много нужно вкладывать, поэтому не готовы платить им большие деньги.
Низкое качество образования в докризисные годы компенсировалось стремлением работодателей самим обучать нанимаемых сотрудников. «В тяжелые кризисные годы лишь малая часть компаний имела возможность выделять средства на обучение своих работников, и, как следствие, сейчас мы действительно наблюдаем некоторое несоответствие между фактической квалификацией работников и ожиданиями работодателей», — комментирует Татьяна Купряхина.
Ситуацию ухудшает еще и то, что бизнес-процессы в российских компаниях сильно разнятся и каждый работодатель видит специалистов одной и той же специальности по-своему. «У работодателя часто имеется определенный психологический портрет желаемого сотрудника, — делится впечатлениями Марина Берулава, руководитель отраслевого департамента кадрового агентства «Выбор». — Одна и та же позиция может называться по-разному в различных компаниях, но на эти вакансии могут искать совершенно разных людей».
Еще одну причину низкой квалификации кандидатов указывает Руслан Ильясов, HR-директор сети магазинов «Эльдорадо»: «Не хватает развития фундаментального образования. Рынок будет развиваться, будут развиваться и профессии, но количество сильных профессионалов невелико, и с годами их не становится больше». Кроме того, по его словам, существует ряд отраслей, которые возникли в России лишь 20 лет назад. Логично, что пока не появилось необходимого количества специалистов в этих отраслях. Например, позиция финансового директора в крупных компаниях. В стране мало людей, которые могут качественно работать с западными банками и инвесторами.
До кризиса эти специалисты при смене работодателя претендовали на повышение зарплаты на 20–30%, хотя заграницей запросы на 10-процентное повышение зарплаты уже считаются неприличными. Сейчас такая же ситуация сохраняется на особо дефицитных позициях: в основном это касается уникальных профессий или руководящих позиций.
Самой дефицитной профессией в нашей стране остается позиция менеджера по продажам. Их популярность среди работодателей объясняется просто: эти работники сидят на проценте от продаж, то есть ничего не стоят своей компании. Благодаря этому вот уже третий год эти специалисты стабильно занимают первое место среди самых желаемых для работодателей. На втором месте по популярности — линейные сотрудники. Эта категория персонала становится востребованной, когда в стране начинается рост экономики. Низовые категории работников требуются для любого крупного проекта.
Почти так же востребованы специалисты-технари — это связано с непопулярностью этих специальностей в 90-х годах. Мало кто обучался на инженеров или энергетиков, поэтому сегодня эти работники не испытывают недостатка в предложениях со стороны работодателя. Четвертое место занимают IT-специалисты. Эта отрасль не сильно пострадала во время кризиса, поэтому и дефицит кадров в этой сфере сохранился с 2008 года.
Какие трудности испытывают рекрутеры при подборе персонала?
• 75% отсутствие на рынке кандидатов требуемой квалификации
• 46% завышенные финансовые ожидания кандидатов
• 22% общая нехватка персонала в регионе
• 19% низкий по сравнению с рынком уровень зарплаты на данной позиции
• 18% высокая текучесть кадров на данной позиции
• 17% завышенные требования к кандидатам со стороны компании
• 10% отсутствие карьерного роста на данной позиции
• 9% непопулярная профессия
Источник