Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru (http://www.superjob.ru ) провёл исследование по заказу журнала «Отель», отражающее спрос на представителей профессий и специальностей, задействованных в сфере гостеприимства.
Гостиничный бизнес престижен для инвестора и может принести большую прибыль, но для этого концепция объекта гостеприимства должна быть продумана до мелочей. И это касается не только выгодного месторасположения, инфраструктуры и атмосферы, но и уровня сервиса, ведь плохое обслуживание способно бросить тень на все звезды гостиницы. Таким образом, человеческий ресурс – одна из главных составляющих гостиничного бизнеса, поэтому его доступность и достаточность на рынке труда крайне важна для владельцев бизнеса.
Что же происходит на кадровом рынке в сфере гостеприимства? Легко ли работодателям подыскать подходящих специалистов?
На протяжении посткризисного периода активные работодатели гостиничного сегмента были крайне избалованы большими возможностями в поиске и подборе кадровых ресурсов. Вплоть до конца 2009 г. число вакансий держалось на низком уровне (40-50% от уровня октября 2008 г.). Ввиду кризисных веяний некоторые проекты были заморожены, инвесторы занимали выжидательную позицию. Как известно, доходность сферы гостеприимства напрямую зависит от платежеспособности потенциальных клиентов. Массовые сокращения персонала и снижение уровня заработных плат снизили востребованность гостиничных услуг. Это касается и корпоративного сектора, который на фоне сокращения бюджетов частично был вынужден отказаться от выездного отдыха, проведения конференций, семинаров и встреч, залы для которых часто предлагают гостиницы. Рынок труда замер.
Пока вакансии стабильно держались на низком уровне, число резюме росло с перерывами на летний и зимний периоды, когда активность соискателей по традиции падает. Но с начала 2010 г. постепенное восстановление экономической стабильности работодателей вызвало рост запросов на специалистов. И в июле число вакансий гостиничного сектора наконец-то достигло докризисного уровня!
Сфера гостеприимства характеризуется довольно высоким конкурсом на место. Так, до кризиса на одну вакансию приходилось 11 резюме. Это можно объяснить невысокими требованиями, предъявляемыми к некоторым специальностям (например, официанты), вкупе со спецификой сферы – отрасль часто привлекает студентов, желающих подработать. Кроме того, многие города, имеющие статус курортных, «живут» гостиничными услугами. Отсутствие или недостаточное число иных предприятий вызывает колоссальный интерес к сегменту со стороны соискателей. В кризис же число желающих войти в штат гостиниц резко увеличилось. В отдельные периоды соотношение резюме / вакансия составляло 38 к 1 (сентябрь и декабрь 2009 г.). Но благоприятные тенденции на рынке труда привели к тому, что в конце лета 2010 г. соотношение предложение / спрос практически восстановилось, снизившись до 13,2 резюме на 1 вакансию. В сентябре наметился сезонный рост, и показатель стал равен 14,7.
Каких же специалистов ищут работодатели? Как выяснил Исследовательский центр портала Superjob.ru (
Большинство запросов работодателей адресовано линейным специалистам. Это объясняется тем, что их элементарно больше, а также тем, что часто гостиницы предпочитают «растить» руководителей самостоятельно – работникам, знающим внутреннюю кухню, проще перейти на новый уровень без дополнительных мероприятий по вводу в профессию. Тем не менее, порядка 9% от всех вакансий гостиничной сферы относится к представителям менеджмента среднего и высшего звена. Среди них чаще ищут управляющих гостиничным комплексом и руководителей службы эксплуатации номерного фонда (примерно по 2%). К слову, желающих примкнуть к руководителям на порядок больше – около 15% соискателей позиционируют себя в качестве управляющих.
Что же касается востребованности отдельных специалистов, то лидирующую позицию занимают администраторы гостиниц – на них приходится 18,6% запросов работодателей в сфере гостеприимства. На втором месте – горничные (15,5%). Третье и четвёртое места делят официанты и менеджеры коммерческой службы, занимающиеся продвижением гостиничных услуг (по 8,5%).
Оптимальный размер заработной платы управляющих в Москве находится в диапазоне 60 000 – 90 000 руб., в Санкт-Петербурге – 50 000 – 75 000 руб.
Доход московских менеджеров по продажам гостиничных услуг составляет 30 000 – 45 000 руб., в Санкт-Петербурге такие специалисты зарабатывают в среднем 25 000 – 40 000 руб.
Работа менеджеров по работе с клиентами, предоставляющих консультационные услуги, оценивается примерно в 25 000 – 35 000 руб. в Москве и в 20 000 – 30 000 руб. в Санкт-Петербурге.
Доля запросов работодателей на специалистов различных служб гостиницы
Примечание. В категории «Другие службы» объединены: инженерная служба (4%), служба бронирования (3%), генеральное управление гостиницей (2%), административная служба (0,7%), служба безопасности (0,3%).
ТОП 10 востребованных специалистов сферы гостеприимства
Среднерыночный зарплатный коридор специалистов сферы гостеприимства в Москве и Санкт-Петербурге (руб.)
Позиция |
% от запросов работодателей |
Администратор / старший администратор |
18,6% |
Горничная |
15,5% |
Официант |
8,5% |
Менеджер по продажам / продвижению |
8,5% |
Бармен |
3,5% |
Повар |
3,5% |
Швейцар |
3,1% |
Менеджер по работе с клиентами |
3,1% |
Аниматор |
2,7% |
Управляющий / заместитель управляющего |
2,3% |
Позиция |
Москва |
Санкт-Петербург |
Управляющий |
60 000 – 90 000 |
50 000 – 75 000 |
Менеджер по продажам / продвижению гостиничных услуг* |
30 000 – 45 000 |
25 000 – 40 000 |
Менеджер по работе с клиентами |
25 000 – 35 000 |
20 000 – 30 000 |
Повар |
25 000 – 30 000 |
20 000 – 25 000 |
Администратор |
23 000 – 30 000 |
16 000 – 26 000 |
Бармен |
20 000 – 25 000 |
16 000 – 23 000 |
Официант |
18 000 – 25 000 |
14 000 – 22 000 |
Горничная |
17 000 – 25 000 |
14 000 – 20 000 |
Аниматор |
15 000 – 25 000 |
13 000 – 22 000 |
Швейцар |
18 000 – 20 000 |
15 000 – 18 000 |
Источник: