Ассоциация европейского бизнеса выступила против запрета заемного труда в РФ. По мнению объединения, запрет на использование таких «современных и эффективных форм использования трудовых ресурсов» отразится на инвестиционном и бизнес-климате в стране, а также противоречит долгосрочным планам российского правительства по модернизации российской экономики. За регулирование таких форм занятости выступают чиновники из Минздрава.
Бизнес и частные агентства занятости продолжают отстаивать легализацию заемного труда в России. Ассоциация европейского бизнеса (объединяет 600 компаний из стран ЕС и России) 7 февраля заявила о своем несогласии с позицией депутатов комитета Госдумы по труду и соцполитике, которые предлагают запретить в РФ использование заемного труда. Ранее свое несогласие с законодателями уже высказывали представители Американской торговой палаты.
В случае если заемный труд будет запрещен, армия российских безработных пополнится еще на 100 тыс. человек, многие из них не смогут найти работу, заявила председатель комитета по трудовым ресурсам АЕБ Ольга Банцекина (возглавляет кадровую компанию Coleman Services). В АЕБ считают, что запрет заемного труда может привести не только к росту безработицы, но и потере инвестиционной привлекательности, уменьшению налоговых отчислений, росту коррупции, серых и черных схем оплаты труда и нелегального привлечения рабочей силы. По мнению гендиректора АЕБ Франка Шауффа, запрет «современных и эффективных форм использования трудовых ресурсов не может не отразиться на инвестиционном и бизнес-климате в России» и противоречит долгосрочным планам правительства РФ по модернизации российской экономики.
Юристы, работодатели, эксперты кадрового рынка признают, что заемный труд — распространенная во всем мире практика трудоустройства, которая также используется и в РФ. К заемному труду относятся аутстаффинг — вывод персонала за штат, при котором функцию работодателя берет на себя агентство, и аутсорсинг — передача определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание. Прямого запрета на аутстаффинг в законодательстве РФ нет, но отсутствуют нормы, которые регулируют отношения трех сторон — заказчика персонала, агентства и работника, отмечают юристы.
Формально и на практике работники агентств имеют такие же гарантии в части оплаты труда, расторжения договора, условий работы и т. д., как и постоянные работники организаций, использующих заемный труд, отмечает партнер Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик. Однако профсоюзы и многие эксперты видят в распространении заемного труда угрозу массового ухудшения положения работников. Директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова утверждает, что не менее 5% работников заемного труда обращаются с жалобой. «Заемный труд противоречит концепции трудовых отношений. У работника очень уязвленное положение: его могут в любой момент отстранить от работы без объяснения причин — он же временный персонал»,— объясняет эксперт.
Среди других аргументов бизнеса в пользу заемного труда — его популярность среди высококвалифицированных иностранных работников. Поскольку многие из них работают в России по договору о предоставлении персонала (секондмента, или прикомандирования), запрет заставит их уехать по экономическим причинам — они потеряют социальные льготы (к примеру, отчисления в пенсионные планы) в стране постоянного проживания, объясняют в АЕБ. Впрочем, опрошенные «Ъ» юристы считают, что запрещение заемного труда никак не повлияет на ситуацию с иностранцами.
Ранее заместитель главы Минздрава Александр Сафонов, комментируя инициативы работодателей по изменению Трудового кодекса, заявлял «Ъ», что такой спорный вопрос, как заемный труд, в России должен быть отрегулирован. Министерство также уже выдало отрицательный отзыв на законопроект депутатов. До конца года Минздрав обещает представить новую редакцию Трудового кодекса. В кадровых агентствах надеются, что документ закрепит понятие заемного труда, определит статус заемных работников, а также обеспечит необходимый уровень прав и гарантий для работников.
Источник Коммерсантъ