Несмотря на очевидный результат антикризисных мер и снижение уровня безработицы, усилия по созданию новых рабочих мест и трудоустройству тех, кто потерял работу, должны быть продолжены. При этом на данном этапе необходимо перейти от антикризисных программ к долгосрочным и системным действиям по формированию цивилизованного рынка труда, подчеркнул Президент.
По методологии Международной организации труда, численность безработных в России к началу 2011 года снизилась до 5,4 миллиона человек (в начале прошлого года эта цифра составляла 6,2 миллиона). Таким образом, уровень общей безработицы снизился до 7,2 процента. Что же касается зарегистрированной безработицы, то, по данным Минздравсоцразвития, на начало февраля она составила 1,6 миллиона человек.
Сегодняшним совещанием Дмитрий Медведев продолжил серию мероприятий, посвящённых вопросам занятости населения и путям преодоления безработицы. Ранее в этом месяце глава государства ознакомился с работой московского отдела трудоустройства «Строгинский» и провёл совещание, на котором обсуждалась ситуация на рынке труда. Кроме того, о положении дел в сфере занятости и реализации программ, направленных на преодоление безработицы, Президента информировал вице-премьер Александр Жуков.
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим одну исключительно важную тему для нашей страны, а именно – ситуацию на рынке труда. Если вы следите за текущей политической повесткой дня, то некоторое время назад я сказал, что намерен в ближайшее время сконцентрироваться именно на этом вопросе. Я уже провёл ряд встреч по проблематике занятости, в том числе встречу, которая была в одной из структур службы занятости в Москве, в которой принимали участие и лица, не имеющие работы.
Все здесь присутствующие знают, что безработица в России за последнее время пошла на спад. Но это не означает, что Правительство, а также другие организации могут расслабиться. Нам сегодня нужно подумать о переходе, собственно, от антикризисных мер к долгосрочным и системным действиям для того, чтобы мы не потеряли то, что было получено в результате очень сложной работы в активной фазе кризиса.
Я не буду приводить цифры, вы все знаете о том, что у нас происходило, какова была динамика – и на апогее кризиса, и впоследствии. В любом случае эти цифры, с одной стороны, как минимум дают основание считать, что Правительство с этой работой в целом справилось. С другой стороны, мы не имеем права забывать, что более пяти миллионов наших граждан пока занимаются поисками работы.
Это очень значительная цифра. Службам занятости, при любом раскладе, необходимо сделать всё для того, чтобы помочь этим людям. Здесь присутствуют представители самых разных отраслей: и агропрома, и студенческих структур, и отдельных категорий граждан, которые сейчас ищут работу. Я рассчитываю услышать от вас о ключевых проблемах по соответствующим категориям граждан.
Что касается руководителей министерств и ведомств, работодателей, то их задача очевидна – они должны формировать цивилизованный рынок труда, формировать спрос, формировать стимулы к переобучению наших людей, в том числе формировать не только государственные программы переобучения, но и частные программы, а это в полной мере зависит от воли и желания работодателей. Поэтому работодатели тоже, если бы сказали свое слово, то это было бы полезно. И, конечно, профессиональные союзы, которые выступают в интересах всех трудящихся.
Хочу напомнить, что ещё осенью 2008 года мы запустили механизмы поддержки предприятий реального сектора и благодаря этому, наверное, преодолели кризис с минимальными потерями, если сопоставить нас, во всяком случае, с рядом государств. Удалось достичь, наверное, главного – это предотвратить массовые сокращения, показатели безработицы, как я уже сказал, вернулись практически к докризисным.
Что самое, может быть, сегодня существенное – нельзя возвращаться к докризисным методам работы, к тем технологиям и принципам, которые были до кризиса. Нам необходимо сделать всё, чтобы переоснастить предприятия, развивать высокотехнологичные производства, об этом мы говорим на самых разных встречах. Именно на таких производствах и в сфере услуг и создаются, как правило, новые рабочие места, причем, высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые.
И ещё один момент. Развивая общественные работы, которые взяли на себя, может быть, самую трудную миссию в период активной части кризиса и тяжёлой ситуации на рынке труда, мы формировали новые рабочие места в малом бизнесе. Это, конечно, была для нас абсолютно новая работа. Я не так давно как раз с коллегами из Правительства обменивался мнениями, с губернаторами разговаривал, практически всё, что было сделано в малом бизнесе за счёт соответствующих программ (для меня это было удивительно), удалось сохранить.
Почти все эти рабочие места, почти все эти виды предпринимательской активности сохранились. Поэтому, может быть, это одно из магистральных направлений развития на будущее. Конечно, эта сфера очень важна для различных регионов, но особенно, может быть, жизненно необходима для моногородов, для посёлков, для отдаленных районов страны и для районов страны, где ситуация с занятостью традиционно является чрезвычайно сложной, я имею в виду Северный Кавказ.
В каждом из субъектов должны действовать внятные программы улучшения инвестклимата с конкретными мерами поддержки инвестпроектов, а стало быть – создание рабочих мест. Именно их количество и качество является одним из показателей деятельности губернатора, а стало быть, эффективности власти в целом, региональной власти.
Отдельно хотел бы затронуть тему с моногородами. Программа Правительства по созданию альтернативных рабочих мест на новых предприятиях реализуется в тридцати пяти моногородах. Свои программы должны разработать все моногорода, которых у нас более трёхсот, в соответствии с той классификацией, которой мы пользуемся. Их реализация, в конечном счёте, должна обеспечить и занятость, и модернизацию градообразующих предприятий, и, конечно, создание новых рабочих мест.
Эти программы должны быть реалистичными, они должны быть привязаны к конкурентным возможностям регионов. Они у нас очень разные, вы отлично это знаете. Здесь особая ответственность, конечно, лежит на губернаторах и на мэрах этих городов. Сегодня хотел бы, чтобы и Правительство, и представленные здесь регионы, и моногорода рассказали о том, что сделано, о своих результатах.
Ещё в прошлом году я говорил, как важно подтянуть, – неоднократно, естественно, говорил – в моногорода частный бизнес. Хотел бы, чтобы Внешэкономбанк как партнер Правительства по работе с моногородами доложил о том, какие уже сегодня реализованы программы, по каким проектам открыто финансирование, какие перспективы по кредитованию ожидаются в ближайшее время. Правительству также следует подумать и над государственными инструментами, которые не требуют прямого бюджетного финансирования, включая те самые государственные гарантии, о которых мы довольно часто говорим.
Нам необходимо заняться и совершенствованием трудового законодательства. Сейчас готовится довольно большой массив поправок в Трудовой кодекс. Эта работа ведется совместно и с работодателями, и с профсоюзами. Хотел, чтобы после соответствующей части подготовки с этим законопроектом удалось ознакомиться всем, и мне хотелось бы посмотреть, о чём там идет речь.
Ещё раз, завершая первую часть своего выступления, хотел бы сказать, что, конечно, главный акцент мы должны сделать на инвестклимате и на модернизации промышленности. Только это способно создать большее количество современных рабочих мест, хорошо оплачиваемых, и тех, в которых заинтересованы наши граждане. Но это требует и наибольшего напряжения.
Я предлагаю отступить от традиционной схемы работы. Я сейчас не буду давать слово министрам (я, естественно, попрошу их выступить чуть позже, может быть, с каким-то обобщением), и руководителям Правительства в целом. Сейчас я бы предложил выступить, собственно, тем, кто и представляет отдельные проблемные точки в сфере занятости, кто выражает интересы тех или иных слоев на рынке труда, включая, конечно, и руководителей регионов тоже.
Я не буду никого специально уполномочивать, но оставлю средства массовой информации, чтобы ваши слова были доступны для граждан и для всех, кто интересуется этой темой, а таковых у нас в стране, ещё раз говорю, к сожалению, весьма много.
<…>
Теперь два слова с моей стороны по отдельным направлениям в завершение нашего разговора.
Здесь коллеги выступали с целым рядом идей, я потом стенограмму посмотрю, тем не менее некоторые из них мне представляются требующими комментариев. То, что Александр Николаевич говорил, по легализации дистанционной работы. Я считаю, что это правильно, и давным-давно пора было бы сделать, потому что многие люди хотели бы так работать. Если у нас не хватает в настоящий момент нормативной базы по этому поводу, необходимо Трудовой кодекс в этом плане поменять.
Что же касается срочных трудовых договоров – это более сложная тема, потому что она, безусловно, влияет на общую ситуацию на рынке труда. С другой стороны, действующее законодательство, в частности, статья 59 Трудового кодекса предусматривает довольно значительное число случаев, когда договор может быть заключен на срок, а не бессрочно, то есть не на неопределенный срок. Здесь Правительству нужно взвесить, насколько целесообразно дальнейшее расширение этого перечня, и по итогам уже окончательно представить свои предложения.
Наверное, можно что-то еще сделать, но безбрежно, конечно, расширять категорию в таких случаях нельзя, потому что мы понимаем, к каким тектоническим последствиям на рынке труда это приведет. Тогда практически все договоры будут заключаться на срок, и это подорвет гарантии социальной стабильности, и, в общем, существующие в настоящий момент трудовые договоры, заключенные с большинством граждан в нашей стране, могут быть сломаны.
По вопросам социальной адаптации офицеров запаса, то, что наш коллега достаточно подробно осветил в своем выступлении. Если вы считаете, что ответственность размыта и необходима какая-то другая комиссия, мне, что называется, не жалко. Я готов дать поручение Правительству. Взвесьте еще, необходимо соединять это в рамках какой-то несуществующей комиссии или нет? Если она была более эффективна в тот период, можно ее опыт использовать и сейчас. Хотя, конечно, надо признаться, ситуация сейчас в этой сфере гораздо лучше, чем в тот период, когда этим вопросом занималась вице-премьер Валентина Матвиенко. Это мы тоже должны понимать. Денег выделили, но и определенные успехи есть в этом направлении. Я не про
тив того, чтобы комиссию вернуть, это инструмент. Посмотрите, конечно.
Хотел бы сказать, что я отдельно еще встречусь с военнослужащими для того, чтобы поговорить о специфике их службы и труда жен военнослужащих, потому что это, может быть, тоже достаточно серьезная проблема для нашей страны с учетом того, что значительная часть жен военнослужащих просто не устроена. С кем бы я из офицеров ни разговаривал, действующих офицеров, они, конечно, все говорят о том, что это проблема.
Я абсолютно приветствовал бы идею прихода офицеров запаса в школу. Это хорошая тема, об этом Министр сказал. Действительно, в школе у нас не хватает мужских рук и просто мужчин не хватает, причем вовсе необязательно, чтобы это были действительно Основы безопасности жизни. Традиционное НВП, так сказать, в советском понимании – это просто могут быть учителя различных дисциплин. Это было бы здорово.
Кстати сказать, есть еще одна тема, по которой, как мне представляется, офицеры запаса могли бы сказать свое очень веское слово – это наша милиция, будущая полиция. Там будет череда увольнений в силу известных сокращений, реформирования структуры МВД в целом. Далеко не все, кто в настоящий момент служит, могут сохранить свою трудовую деятельность в структуре МВД, и где-то, я считаю, вполне разумным было бы использовать опыт офицеров запаса. Я уже поручение на эту тему Министру внутренних дел давал, считаю, что нужно к этой теме обязательно вернуться.
Если говорить о других вещах, то мы, безусловно, этими вопросами будем заниматься в ближайшее время, включая и пенсии для военнослужащих. Они
будут меняться, но это предмет другого совещания и других решений, которые Правительство будет принимать.
По поводу газа я также услышал то, что было сказано по Московской области. Это требует разбора, конечно, если 300 тысяч только за подключение, это абсолютно никуда не годиться. Скажу сегодня председателю правления «Газпрома», пусть проверяет, что это такое.
По малому бизнесу, то, что коллеги говорили в нескольких выступлениях. Во-первых, считаю, что, безусловно, это магистральное, еще раз повторяю, направление совершенствования нашего рынка труда. Хотел бы, чтобы к этому относились так и губернаторы, и руководители правительственных ведомств.
Во-вторых, я полностью поддерживаю идею сочетания различных программ, потому что какие бы деньги мы ни давали, скажем, по федеральной линии, это все равно не будут фантастические деньги, мы с вами понимаем. Но это все-таки вместе, вкупе с другими возможностями должно давать старт для создания собственного бизнеса. Но то, что Вы говорили, Сергей Ренатович, в отношении этих 58 тысяч, мне коллеги докладывают, что они не облагаются налогами. Так что Вы это проверьте и скорректируйте, потому что Правительство настаивает на том, что эти деньги специально освобождены из-под налогообложения. Поэтому неверных сигналов тоже давать не надо.
И, может быть, последнее из того, что я хотел бы отметить, но не последнее по значимости, то, что мы достаточно активно вместе обсуждали, – моногорода. Я уже все, что требуется, сказал. Хотел бы прямо сказать нашим руководителям регионов о том, что продолжение ими своей работы в должности губернаторов будет напрямую увязано с успехом работы по совершенствованию рынка труда в моногородах, по созданию новых рабочих мест, по выполнению тех решений, которые принимались.
Я уж не говорю о том, что было специально упомянуто сейчас руководством Правительства. Те муниципальные образования, в которых не созданы эти комплексные планы, это закритичная ситуация. Жду доклада от Правительства вместе с Контрольным управлением Президента: кто и почему этого не сделал по истечении года с момента, когда такое решение было принято, потому что, на мой взгляд, это признак профнепригодности. Это же какое отношение должно быть к собственным гражданам, жителям соответствующего края или области, если просто не подготовить бумажку. Не то что вопрос не решить, бумажку не подготовить! Сделайте все за три дня и мне доложите.
И в завершение хотел бы сказать одну вещь. Конечно, никакие наши успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии двух моментов: социальной стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, создать для себя собственное дело или найти новую работу. Именно по этим показателям и будут судить об успехе нынешнего экономического курса. Не по каким-то абстрактным моделям, не даже по разговорам о модернизации, инновациях, а именно по этим двум составляющим. Хотел бы прямо на это обратить внимание членов Правительства, руководителей регионов и руководителей нашего бизнеса.
Источник: