Начиная с 2012 года правительство намерено перейти на новые принципы регулирования рынка труда — через формирование общероссийского баланса трудовых ресурсов. Такое долгосрочное планирование, внедренное в 50-е годы Госпланом СССР и забытое в 1991 году с развалом СССР, должно заменить в 2012 году антикризисные программы снижения напряженности на рынке труда, через которые последние два года финансируются общественные и временные работы.
О новых методах управления рынком труда на совещании у президента Дмитрия Медведева сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Начиная с 2012 года правительство намерено перейти на новые принципы регулирования рынка труда — через формирование общероссийского баланса трудовых ресурсов.
Одновременно, по словам министра, будут свернуты программы снижения напряженности на рынке труда. Правительство использовало их в кризисных условиях 2009-2010 годов, чтобы сохранить социальную стабильность в обществе и в качестве авральной меры. Программы формировались в регионах и софинансировались из федерального бюджета — с 2009 по 2011 год из бюджета на эти цели было выделено более 100 млрд руб. В основном их деятельность продлится до конца 2011 года. Ранее, в июне 2010 года, Татьяна Голикова сообщала о том, что с 2012 года только две антикризисные программы по снижению напряженности на рынке труда будут работать на постоянной основе — это поддержка безработных в организации собственного дела и программа помощи при переезде в другой город с целью трудоустройства. То есть правительство прежде всего собирается отказаться от масштабного финансирования из бюджета общественных и временных работ. Как сообщила Татьяна Голикова, исключение будет сделано «только для градообразующих предприятий и моногородов.
Для остальной страны авральные антикризисные меры решено заменить долгосрочным планированием использования работников с внедрением практики составления «баланса трудовых ресурсов». Заметим, что этот термин получил применение в 50-е годы в СССР, в условиях плановой экономики. Такой баланс был составной частью баланса народного хозяйства СССР и отражал численность трудовых ресурсов, их качественный состав по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости и отраслям народного хозяйства и профессиям. В СССР уполномоченным органом по ведению такого баланса был Госплан, по согласованию с которым республиканские и союзные министерства и ведомства ежегодно разрабатывали показатели приема в учебные заведения, в том числе и высшие. При разработке этих показателей использовались сведения о числе рабочих мест в отраслевом разрезе, планы развития экономики в целом и ее отдельных отраслей, а также прогнозы потребности в замещении «естественной убыли» специалистов. После развала СССР и краха плановой экономики в 1991 году практического использования баланса трудовых ресурсов не было, кроме единичных попыток Росстата. Единовременное исследование профессионально-квалификационной структуры работников предприятий и потребности в кадрах, проведенное в августе 2008 года, столкнулось с нежеланием работодателей участвовать в опросе.
Тем не менее Татьяна Голикова сообщила о том, что соответствующие законодательные изменения уже приняты и постановление правительства об уполномоченном органе и о самой схеме формирования баланса трудовых ресурсов подготовлено и находится в правительстве. Речь идет об изменении 22 июля 2010 года федерального закона «О занятости населения РФ», которым федеральные органы обязали «разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов». Также в ноябре 2010 года ведомство подготовило проект постановления правительства, которым предложено утвердить правила разработки такого баланса и назначить уполномоченным органом сам Минздрав. Всего же, как сообщила Татьяна Голикова, «в этом процессе будут задействованы около 18 ведомств, которые формируют занятость в различных отраслях».
Эксперты ставят инициативу Минздрава под сомнение и отмечают, что от идеи «попахивает плановой экономикой». Директор Института управления социальными процессами ВШЭ Татьяна Четвернина не видит оснований для формирования такого баланса и считает, что ведомствам будет сложно оперативно реагировать на изменения рынка труда, поскольку потребность бизнеса в кадрах меняется каждые два-три года и на долгосрочную перспективу спрогнозировать такой баланс просто «нереально». «Разумно собирать информацию о востребованных специалистах, отраслях, позициях в самих вузах. В вузы обращаются работодатели за новыми кадрами, и эти запросы — хорошая основа для изменения дисциплин и специальностей. Собирать такую информацию должен любой нормальный вуз»,— уверена Татьяна Четвернина.
Впрочем, Дмитрий Медведев в плюсах плановой экономики не усомнился, подчеркнув: «Никакие наши успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии двух моментов: социальной стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, создать для себя собственное дело или найти новую работу».
Источник