В ноябре-декабре 2010 года кадровый холдинг АНКОР провел опрос среди 5652 работников российских и иностранных компаний с целью выяснить, как изменилась их мотивация за время кризиса. АНКОР сравнил результаты 2010 года с результатами, полученными от кандидатов в 2007 году.
В ходе масштабного исследования, которое проходило одновременно в более, чем 28 городах России, АНКОР выяснил, что именно заставило соискателя покинуть последнее место работы в 2007 году и ранее, и какие причины мотивировали его на смену работы во время и после кризиса (в 2010 году и ранее).
Большинство респондентов составили специалисты и менеджеры среднего звена (44% и 35% соответственно). При этом, более 73% проработали на последнем месте не более двух лет, что говорит о том, что большинство респондентов в последний раз меняли работу во время или сразу после кризиса. Соотношение мужчин и женщин в опросе - 46% и 54% соответственно.
Что нужно российскому работнику для "счастья"?
Основной вопрос, который волнует работодателей в любое время - почему сотрудники покидают компанию? Существуют факторы, которые, как оказалось, остаются неизменными вне зависимости от ситуации в экономике и на рынке труда в частности - это отсутствие перспектив профессионального развития и несоответствие ожиданий в оплате труда. При этом, что характерно для докризисного периода, число соискателей, покинувших компанию из-за отсутствия перспектив профессионального роста в 2007 году было больше, чем в 2010, - 56% и 46% соответственно (Рис.1). В то же время, оплата труда не устраивает работников в 2007 и 2010 году почти в равной степени (42% и 43%). Меньший процент респондентов, но также значительный (18% и 19%) ответили, что покинули компанию из-за отсутствия карьерного продвижения.
Важно, что число кандидатов, которые сменили работодателя из-за интересного предложения от другой компании в 2010 году, сократилось практически в два раза по сравнению с 2007 годом - с 29% до 14%. Безусловно, это стало последствием кризиса, который скорректировал возможности компаний в открытии новых рабочих мест.
Также, мы наблюдаем появление таких причин смены работодателя, как желание поменять сферу/отрасль, сокращение, плохая атмосфера в коллективе, нестабильное положение компании на рынке и постоянные переработки.
Рис. 1
Количество предложений от работодателей до и после кризиса.
Когда сотрудник понимает, что на текущем месте его что-то не устраивает, он выходит на рынок труда в поиске нового работодателя. Как изменилась ситуация для кандидатов в
отношении количества предложений о работе? Сколько предложений поступает кандидату в 2007 и 2010 году (Рис. 2)? По-прежнему, при поиске работы большинство соискателей получает от двух до трех предложений одновременно.
Рис. 2
Тенденция, отраженная в графиках, ясно свидетельствует о сокращении предложения на рынке труда после кризиса и более избирательном отношении работодателей к кандидатам. Об этом говорит трехкратное увеличение процента людей, которые получают всего одно предложение, также как и явное снижение (в два раза) количества тех, кто выбирает из четырех и более предложений о работе.
Работники ищут и ищут…
Весьма любопытный факт. Среди работающих респондентов (более 80% от всех опрошенных) 44% постоянно мониторят рынок, а 11% находятся в активном поиске нового работодателя.
Рис. 3
Условия, при которых сотрудник согласен работать хорошо и долго.
Итак, кандидат принял решение о выборе того или иного работодателя. Что удержит его в компании длительный срок, к примеру, более 5 лет?
На первом месте у современного российского работника, как и в прежние докризисные времена, стоит материальный фактор в виде постоянного повышения оплаты труда (81 % в 2010 против 67% в 2007 году), который незначительно оттеснил на второй план возможности карьерного роста (77% против 73% в 2007) (Рис. 3).
Интересный и весь характерный для российской действительности факт, что на третьем и четвертом месте по важности для работника в России стоит возможность стажировки или работы в головном или зарубежном офисе компании. Это одно из свидетельств стремления российских работников уехать из небольших в более крупные города и значительного желания сменить российский офис на зарубежный. Другой любопытный факт открылся во время исследования, - количество сотрудников, желающих стать партнером или совладельцем бизнеса за время кризиса сократилось более, чем в два раза.
Рис. 4
"Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что кардинальных изменений в сознании соискателей после кризиса не произошло. Сужение рынка труда хотя и отразилось на зарплатных ожиданиях кандидатов и критериях выбора нового работодателя, ожидания профессионального развития и постоянного повышения оплаты труда остаются основными факторами, которые мотивируют сотрудников в современных условиях. В свете сложной демографической ситуации и отсутствия на рынке труда кандидатов с нужной квалификацией, борьба за квалифицированные кадры усилится, работники по-прежнему будут хотеть "денег и карьерного роста". Работодателю ничего не остается, как соглашаться на эти условия", - комментирует Лора Буромская, Директор департамента рекрутмента в Москве холдинга АНКОР.
Источник: