Чем больше выходит на рынок ненужных выпускников, тем меньше выпускается нужных. Вот и результаты опроса ВЦИОМ показали: 69% респондентов считают, что устроиться на работу по специальности выпускникам стало труднее, чем раньше.
Этот перекос кадровики заметили давно. А усугубляется он тем, что студенческие ряды стремительно редеют. По данным минобрнауки, в прошлом году вузы окончили 1,5 млн человек, а школы лишь 700 тысяч. «Россия находится в эпицентре демографической «ямы» начала 1990-х, которая ведет к сокращению количества студентов и дефициту кадров на рынке труда», - сетует Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра «ЮНИТИ».
Эксперты КЦ «ЮНИТИ» отмечают, что работодатели уже начали войну за выпускников. «Для многих компаний молодежь является основной движущей силой. Такие работодатели с первых дней работы предоставляют приличную зарплату и хороший соцпакет. Почти типовым стал бенефит из ДМС, обеда, фитнеса и курса иностранных языков», - отмечает Ольга Горюнова.
С ростом конкуренции за молодые кадры возраст рассматриваемых кандидатов снижается. «Около 70% наших сотрудников, занимающихся прямыми продажами и обслуживанием клиентов, пришли сразу после вуза. На стартовых позициях отдается предпочтение молодежи с маленьким опытом или вовсе без него, - рассказывает Максим Шишкин, руководитель отдела информационного обслуживания по работе с клиентами компании «Что делать Консалт». - Легкость обучения и скорость впитывания корпоративной культуры позволяет им добиваться лучших результатов».
Конечно, дело не только в результатах. Начинающий специалист дешевле опытного. «Нам интересны не все выпускники, а только те из них, которые имеют специфическую специализацию - например, актуарная математика или страховое дело. Вот за такими выпускниками мы гоняемся, это правда. В целом же опытный сотрудник интереснее, так как вчерашних студентов приходится учить работать в прямом смысле этого слова - они привыкли к вольной жизни, и им бывает сложно соблюдать трудовую дисциплину, дресс-код и правила коммуникации, принятые в компании, - объясняет Елена Качалова, руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании «АльфаСтрахование». - У выпускников преимущества два - они стоят дешевле и их можно воспитать «под себя». Но даже самых блестящих выпускников все равно приходится доучивать, поскольку вуз дает только теоретические знания, которые могут расходиться с практикой».
Качество высшего профессионального образования - еще одна проблема, которая усугубляет перекос. «Две трети вузов не дают достаточно профессиональных компетенций. Точно так же, как и по всей стране, в Москве мы видим тенденцию к уменьшению количества интеллектуальных мест, с каждым годом эта цифра уменьшается», - считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Эту проблему многие компании решают, запуская программы обучения студентов «под себя». Как рассказывают рекрутеры, наиболее активно эту тактику применяют в атомной, космической, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслях, а также в организациях, специализирующихся на программировании и нанотехнологиях.
«Примеров много. «Ситроникс» берет студентов 4-го курса Московского государственного института электронной техники на 6-10-месячную практику. В вечерней Школе анализа данных Яндекса студенты обучаются бесплатно. Даже в Роскосмосе вновь собираются брать в отряды космонавтов девушек», - рассказывают в КЦ «ЮНИТИ». Что, впрочем, странно, когда в стране маются без работы бесконечные юристы и экономисты мужского пола. Может, таких не берут в космонавты?
Источник