Тема эта уже не первый год будоражит умы государственных деятелей и рядовых граждан, но особенно активно ее стали обсуждать на фоне глобального финансового кризиса и растущего дефицита Пенсионного фонда. Одним из самых последовательных сторонников такого шага выступает Министерство финансов.
Вот и на недавнем экономическом форуме в Красноярске руководитель ведомства Алексей Кудрин в очередной раз заявил о необходимости поднять возрастную планку выхода на пенсию во имя благой цели спасения ПФР, который в противном случае через 10-15 лет ждет банкротство.
Возражать министру достаточно трудно. Кризис наглядно показал переменчивость нефтяной фортуны. И хотя сейчас нефть снова на высоте, рассчитывать и впредь на бездонную сырьевую кормушку уже не приходится. Кроме того, сторонники повышения пенсионного возраста традиционно указывают на опыт развитых стран, испытывающих те же проблемы: старение населения и увеличение давления на пенсионную систему. Оппоненты столь же традиционно возражают, что средняя продолжительность жизни в России заметно меньше: многие, особенно мужчины, до пенсионного возраста не доживают даже сейчас.
Гораздо реже в этих спорах упоминается еще один немаловажный аспект – вопрос трудоустройства пожилых людей. А между тем он тоже стоит достаточно остро. Сложности с поиском работы зачастую возникают задолго до пенсионного возраста. Даже беглое изучение вакансий по нескольким отраслям дает печальную картину. В большинстве случаев возраст потенциальных кандидатов ограничивается верхним пределом от 30 до 45 лет. Планка в 50-55 лет тоже встречается, но редко. Многие работодатели возрастные границы не указывают, что не мешает им отказывать немолодым соискателям. Дискриминация по возрасту, как известно, законодательно запрещена, но можно найти тысячу и одну «уважительную» причину, чтобы отказать немолодому кандидату в приеме на работу.
«Если обратиться к статистике, то можно проследить тенденцию снижения среднего возраста «ликвидности» специалиста, – рассказывает менеджер по работе с клиентами «Агентство Контакт» Мария Силина. – Конечно, большое значение имеет позиция, которую занимает или хочет занять человек: если мы говорим о руководящей должности, то здесь наличие представителей предпенсионного возраста вполне логично и объяснимо. При приеме на работу на руководящую позицию могут рассматриваться кандидаты 40-50 лет. Если же мы говорим о позиции среднего менеджера, то здесь ситуация усложняется тем, что такая должность предполагает наличие вышестоящего руководства. В современном бизнесе руководитель – это молодой амбициозный человек, из-за этого часто возникает некий барьер в отношениях и зачастую нежелание руководить людьми старшего возраста. С каждым годом планка среднего возраста руководителя снижается. Молодые отказываются руководить старшими по возрасту людьми, и им просто некуда деваться».
Директор по продажам агентства Kelly Services Наталья Курантова настроена более оптимистично. «Устроиться на работу людям старшего возраста, конечно, непросто, приходится долго ждать, но ситуация понемногу выправляется, – делится она своими наблюдениями. – Молодежь немного подорвала свою репутацию тем, что часто меняет место работы. Молодым хочется быстрой карьеры. А возраст – это, в некоторой степени, гарантия стабильности. Человек зрелый лучше знает, чего он от жизни хочет».
По словам эксперта, есть ряд компаний, которые целенаправленно нанимают людей именно пенсионного возраста. Например, женщины очень востребованы в организациях, занимающихся прямыми продажами (косметики, бытовой химии и т.д.), поскольку вызывают больше доверия у потенциальных покупателей. Неплохие шансы на трудоустройство у тех, кто хорошо знаком с кадровым делопроизводством и трудовым законодательством: инспекция труда сейчас активизировалась, а молодые сотрудники с бумажками возиться не хотят. Из мужчин получаются хорошие административные менеджеры, которые руководят автопарком, службой курьеров, обслуживающим персоналом. «На таких позициях возраст только в плюс, потому что они не предполагают дальнейшего повышения, а молодежи нужен рост», – поясняет Наталья Курантова.
Мария Силина выделяет еще две отрасли, в которых предпенсионный возраст не является барьером для продвижения по карьерной лестнице: сфера производства и фармацевтика. «В этих отраслях для перехода на следующую ступень карьерной лестницы специалист должен отработать определенное количество лет на предыдущей», – отмечает она.
Источник