Поиск нового сотрудника по строго определенным критериям — задача, от решения которой зависит эффективная работа компании. Рассмотреть максимальное количество претендентов и выбрать наилучший вариант силами только собственной кадровой службы практически невозможно.
Пик спроса на услуги специализированных кадровых агентств пришелся на 2005—2008 годы, политика многих иностранных компаний даже запрещала самостоятельный поиск персонала, говорит директор офиса Coleman Services в Санкт-Петербурге Елена Новоселова. В 2009—2010 годах наблюдалось падение популярности кадрового консалтинга, сейчас востребованность рекрутинговых фирм снова начинает расти, говорит эксперт.
До кризиса в Москве работало более 720 кадровых агентств, в Петербурге — более 200, сейчас количество серьезно сократилось, говорит директор петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова. Сегмент executive search (подбор топового персонала) ни в Москве, ни в Петербурге еще окончательно не сформирован, полагает управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting Светлана Катаева. «Небольшое количество западных компаний не может задать вектор развития, а российские занимаются как подбором топовых позиций, так и менеджеров среднего звена и специалистов», — поясняет эксперт.
Для эффективного поиска персонала следует использовать все возможные каналы, в том числе кадровые агентства, рекрутинговые порталы, ярмарки вакансий, СМИ, личные связи, и только комплексный подход позволяет добиваться нужного результата, полагает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Он добавляет, что, безусловно, подбор персонала через агентство будет самым затратным, но при поиске редкого специалиста или сжатых сроках обращение к профессионалам может быть единственно верным шагом. «При поиске кандидатов на сложные топовые позиции с длинным списком требований у компании, как правило, не хватает собственных ресурсов, контактов», — добавляет Елена Новоселова. По ее мнению, эффективно привлекать кадровые агентства с региональной сетью филиалов при поиске специалистов в регионах, при массовом поиске линейного персонала. Для самих компаний последнее наиболее затратно по времени и проблематично с точки зрения человеческого фактора.
Директор филиала АНКОР в Санкт-Петербурге Ольга Серебренная подчеркивает, что наибольшим спросом услуги кадровых агентств пользуются среди крупного и среднего бизнеса. Светлана Катаева добавляет к списку крупные розничные и сетевые форматы торговли. Долю крупных компаний среди клиентов она оценивает в 80% и добавляет, что большинство — иностранные компании. Тем не менее, по ее словам, в последние несколько лет наблюдается тенденция увеличения числа российских клиентов и доли средних предприятий, у малого же бизнеса нет финансовых возможностей и ярко выраженных потребностей в посредниках. «Рост популярности услуг обусловлен экспертизой, которой обладают консультанты, а также высокой эффективностью в части поиска и подбора точечных кандидатов, соответствующих точным требованиям работодателей», — говорит Ольга Серебренная. Одной из причин повышения спроса на кадровый консалтинг эксперты называют обострившийся дефицит квалифицированных кадров. Впрочем, по мнению Юлии Сахаровой, все большую конкуренцию агентствам составляют интернет-ресурсы по поиску персонала, особенно ярко эта тенденция прослеживается у мелкого и среднего бизнеса.
Кадровые агентства более чутко реагируют на потребности рынка, уверена Елена Новоселова. В частности, эксперты отмечают все возрастающую специализацию консалтеров. «Наряду с глубокой экспертизой кандидатского поля и рынка в целом кадровые агентства консультируют клиентов по вопросам мотивации и компенсационных пакетов, с точки зрения их привлекательности для потенциальных сотрудников», — считает Ольга Серебренная. Но важно понимать, что кадровые агентства не волшебники и если уровень предлагаемой зарплаты для кандидатов значительно ниже рынка, то вряд ли они смогут успешно решить задачи клиента, считает Светлана Катаева.
Источник РБК daily