Напомним, что сегодня в связи с принятием закона «О полиции» все сотрудники милиции выведены за штат. Новый штат российских полицейских будет сформирован к 1 мая после завершения переаттестации, которая начнётся с руководителей центрального аппарата и территориальных органов. После руководства МВД пройдёт переаттестация среднего состава, затем – личного состава, в первую очередь она коснётся тех офицеров, которые руководят коллективами. Тех же, кто не пройдёт аттестацию, либо уволят, либо понизят в звании.
– Переаттестацию у нас ещё не проводили, но многие сотрудники уже сейчас начали подыскивать себе работу, предполагая, что могут не пройти испытания, – рассказал сотрудник УВД Ростова-на-Дону Пролетарского района, пожелавший остаться инкогнито. Некоторые решили и вовсе не пытаться пройти переаттестацию. На данный момент у нас уже некому работать в отделе кадров, потому что сотрудники ушли в частные фирмы. Атмосфера напряжённая – далеко не все уверены, что покажут хороший уровень подготовки. Предстоят испытания в рукопашном бою, стрельбе, а самое главное – будут проверять знание законов.
Опасения эти вполне оправданны, так как уволить из органов собираются ни много ни мало, а до 22% от всей численности людей в погонах. Сейчас в стране около полутора миллионов милиционеров. То есть уже к концу этого года без работы останутся около 140 тыс. милиционеров, а к концу 2012-го – 280 тыс.
Далеко не все из них смогут организовать свой бизнес, открыть продуктовую лавку или примусы чинить. Где применять свои силы и как содержать свои семьи, им предстоит решать самостоятельно. Переучиваться на гражданские профессии, такие как менеджер по продажам, дизайнер, программист, людям, всю жизнь проработавших в органах, очень сложно, почти невозможно. Милиция, увы, это не силиконовая долина, контенгент здесь весьма специфический, поэтому значительная часть милицейского состава просто не сможет найти себя в обычных, востребованных временем профессиях. Многие уже испытали на себе предвзятое отношение со стороны работодателей… – Куда бы я ни приходил на собеседование, как только работодатель видел запись в трудовой книжке, сразу говорил: «Мы вам через недельку перезвоним, или вы нам не подходите или мы не можем произвести спец. проверку ваших данных! Словом, вежливо отказывали. А в одном месте прямо сказали, что, если бы вы не работали в органах, мы бы вас взяли!» – поделился знакомый, милиционер в недалёком прошлом.
Вот такие перекосы получаются. А парень-то неглупый. И чем прикажете ему семью кормить? При этом официально заявлено, что из органов будут увольнять исключительно тех, кто недостаточно добросовестно выполнял свои служебные обязанности. На этой волне легко получить клеймо нерадивого работника. Получается около трёхсот тысяч бесперспективных здоровых мужчин без права на трудоустройство. Чего можно ожидать от таких событий? Анонимный опрос показал, что в случае увольнения милиционеры пойдут: в криминал – более 55%, согласились на трудоустройство наёмными работниками 32%, попробуют основать своё дело – 5%, уйдут на пенсию – 8%. Судя по резюме, размещённым в разделе «Ищу работу», экс-милиционеры претендуют на следующие должности: «менеджер по безопасности», «специалист по взысканию задолженности», «инкассатор», «начальник службы безопасности», «охранник». Второй вопрос – насколько востребованы на рынке труда эти специальности?
Для милиции везде у нас дорога
Реальная ситуация такова, что лишь 40% сотрудников УВД сегодня – юристы. У остальных образование самое разнообразное. Возможно, что некоторые захотят вернуться к первоначальной профессии. Часть уволенных милиционеров попробуют найти себе место в частных охранных предприятиях. Однако эта ниша уже давно занята. Да и спроса такого нет, как раньше. Многие заказчики сейчас либо отказались от охраны вообще, либо ищут возможность сэкономить и платят сущие гроши. Таким образом, в охранном бизнесе найдут себя не более 5% бывших милиционеров. Офицеры, знающие законодательство и специфику конкретных экономических отраслей своего города, а также имеющие знакомства в органах, могут пригодиться в банках – в службах безопасности, внутреннего контроля и отделах по работе с рисками, назначение которых – защита информации, проверка клиентов и собственных сотрудников. В этой сфере, возможно, будут востребованы хорошие оперативники, особенно бывшие сотрудники ОБЭПов. В России более тысячи банков, и найти там работу смогут 20–30 тыс. экс-сотрудников МВД. Также можно попробовать устроиться в другие федеральные структуры, в частности в МЧС, ФСИН и ФССП, службу по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН). Они вполне могут пополнить свои ряды выходцами из органов. Некоторые офицеры с юридическим образованием попробуют себя в адвокатской деятельности.
– Пытались перейти в другие силовые структуры, но там даже заявление не рассматривают – жалуется один увольняемый оперативник Сергей Бабушкин. Объясняют это тем, что, во-первых, на сегодня штат органов прокуратуры в целом укомплектован, а на имеющиеся вакансии стоит очередь из желающих работать у нас профессиональных юристов, поэтому брать слабо квалифицированных милиционеров нет смысла. А во-вторых, МВД сокращает в первую очередь недобросовестных, уличённых в чём-то сотрудников. А такие нигде не нужны.
И этот стереотип – раз уволили, значит, провинился – будет крепко мешать при устройстве на работу. Между тем в министерстве МВД говорят, что сокращают не людей, а должности. Но поди докажи это всем. Так что, прокурорские и «чекистские» двери закрыты для увольняемых представителей внутренних органов. Ещё один путь – туристическая компания. Благодаря наличию связей в паспортных столах, бывшие работники МВД могут помочь оформить паспорт быстрее обычного срока. Но это тоже такой, скорее, мифический план – в турфирмах все места давно и прочно заняты и передаются по наследству.
Хамить умеете? Значит, вам сюда
Есть ещё одна полукриминальная сфера деятельности, где бывший милиционер с большой радостью будет применять все знания, какие имеет. Это выбивание долгов с кредиторов банков. Раньше об этом слыхом не слыхивали, а теперь работу коллекторов даже одно время собирались узаконить и легализовать, несмотря на то, что никаких правовых оснований для работы собирателей долгов в России не существует. Пока правоведы спорят, насколько юридически законна деятельность коллекторов, последние продолжают донимать граждан. Банк продаёт долг гражданина коллекторскому агентству, которое любыми, и самыми негуманными в том числе, методами, выколачивает долги с кредиторов, по той или иной причине не погашающих свои кредиты. Уж что-что, а наводить страх, хамить, вымогать деньги, угрожать, вламываться в дверь среди ночи, нецензурно выражаться сотрудники милиции умеют, как никто другой. Новое время порождает новые профессии. Неудивительно, что в России теперь наряду с коллекторами появились и антиколлекторы. Если первые берутся выбивать долги, то вторые помогают гражданам отбиться от претензий или существенно снизить сумму долга. И здесь тоже простор для бывшего милиционера.
Я бы в киллеры пошёл, пусть меня научат
Итак, большая часть уволенных милиционеров хлынет в охранники, адвокатские конторы, банки и криминальные структуры. Здесь и учить никого не надо. Все обученные. Создание преступных групп не требует инвестиций и начального капитала, здесь можно быстро сделать карьеру, вознаграждение за «труд» долго ждать не приходится… Чем не идеальная работа? Это уже в нашей истории было. В начале 90-х годов, когда прошла такая же массовая волна увольнений из органов, значительная часть бывших силовиков перешла в преступные группировки. И именно тогда произошёл всплеск преступности. Кто даст гарантию, что и сейчас бывшие сотрудники правопорядка не подадутся в криминал, не займутся рэкетом и крышеванием, да просто – в прислужники к бандитам не пойдут? Если органы пытаются избавиться от неблагонадёжных кадров, склонных к аморальным поступкам, то искать себя в новой жизни они будут именно в криминальной среде. Так что бандиты из таких экс-милиционеров хорошие могут получиться, высокопрофессиональные. Тем более что бывшие оперативники обладают связями в правоохранительных структурах и знанием многих тонкостей закона. А уж работой эти кадры несомненно будут обеспечены. На январской пресс-конференции генерал-майор милиции Алексей Лапин заявил, что в Ростовской области, по данным областного ГУВД, действует 57 организованных преступных групп. По его словам, подобных кущёвской банде среди них нет, но есть те, кто готов с этим поспорить. Один только Волгодонск известен своими бандитскими группировками на всю страну.
Все прелести этой реформы мы ощутим очень скоро. И господа полицейские с повышенной зарплатой будут вести незримый и непримиримый бой со своими вчерашними напарниками, несправедливо, по их мнению, уволенными из МВД и поэтому обиженными. И ещё одна деталь не даёт мне покоя, как-то не верится, что увольнения будут проходить объективно и на службе у народа останутся достойнейшие из достойных. Холуёв никто не отменял, и, скорее всего, останутся в Господах полицейских приближённые к начальству фавориты, умеющие подстраиваться и заискивать, а уволят как раз не только и не столько недобросовестных, а просто неугодных, тех, кто имеет и умеет высказывать своё мнение, которое, случается, не совпадает с мнением начальника.
P.S. В Ростовской области в подразделениях донской милиции уже созданы внештатные справочно-консультационные пункты по трудоустройству уволенных сотрудников. На сайте ГУВД по Ростовской области создаётся база данных для работодателей, где уволенные сотрудники могут разместить своё резюме
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна
работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты