Авторы «Стратегии-2020» сообщают, что в России низкая производительность труда и виноваты в этом и работодатели и работники.
В России создана «модель для выживания», а не «модель для роста и развития» пишут в докладе руководители Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников. Авторы «Стратегии-2020» опубликовали доклад о состоянии российского рынка труда. Четверть работоспособных граждан — не имея доступа к современным рабочим местам с достойным заработком — вытеснены в сферу неформальной занятости, для которой характерны невысокие квалификационные требования.
Кроме того, в докладе указано, что российская экономика имеет рабочую силу с недостаточными по международным меркам запасами специфического человеческого капитала. Специальный стаж российского работника составляет 7 лет против 10–12 в странах Западной Европы. Высока доля работников со стажем менее года.
«В каждый момент времени на российских предприятиях примерно треть работников имеет специфический человеческий капитал, близкий к нулю с практически нулевой отдачей» — пишут исследователи.
Рынок труда в РФ может сглаживать негативные шоки от кризиса и не допускает серьезных провалов занятости. Предприятия научились адаптироваться к экономическим потрясениям за счет перевода граждан в режим неполной занятости, сокращения реальных зарплат и задержки их выплат. «Эти меры обеспечивали удешевление рабочей силы и способствовали стабилизации занятости, предотвращая всплеск открытой безработицы», — говорится в докладе.
Однако низкие и нестабильные заработки способствовали расширению «неформальной занятости», что негативно влияет на перспективы экономического развития. В неформальном секторе доминируют простейшие виды деятельности, занятость в нем является малопроизводительной и обычно не требует от работников высокой квалификации. Численность занятых в неформальном секторе постоянно увеличивалась. Сейчас она составляет около 20–25% от общего числа занятых». — говорится в докладе.
Кроме того у российских работодателей — нет стимулов к внутрифирменному обучению работников, а у работников отсутствует стимул к развитию, повышению квалификации и производительности труда.
Автор: Ксения Бабич
Источник