Выплаты пенсий необходимо настроить на конкретные интересы пенсионеров, а не платить всем одинаково, как это происходит сейчас. В альтернативной концепции развития пенсионной системы пенсионеров предлагают поделить на «молодых» и «старых». Первые смогут получать более высокую пенсию и дольше работать, а вторые получат меньше денег, но доберут выплаты лекарствами.
Экспертный совет при Совете по инвестированию пенсионных накоплений под руководством главы Центра стратегического развития Михаила Дмитриева представил рабочую версию программы развития пенсионной системы России.
Главная новация – отказ от привязки средней пенсии к средней зарплате и ориентир «на конкретные потребности людей». Эксперты предлагают поделить пенсионеров на «молодых» (от 55 до 63 лет), средних (от 64 до 73 лет) и старших (от 74 лет). Для первой и второй категорий более важно потребление, для третьей – доступность лекарств при амбулаторном лечении и возможность финансирования дорогостоящих операций, пишут авторы концепции, делая вывод: «молодым» и «средним» пенсионерам необходима возможность добровольно отложить назначение пенсии: при более позднем выходе на пенсию у них будет повышенный индивидуальный коэффициент замещения. Денежная составляющая пенсии «старых» пенсионеров будет ниже, но добирать выплаты они будут медицинским обеспечением.
Механизм инвестиций накопительного компонента пенсии авторы концепции предлагают основать на принципе «разумного инвестора»: контролировать не структуру портфеля, а результат инвестирования, в том числе и через систему страхования. Для гарантии сохранности накоплений необходимо создать механизм многоуровневой компенсации: обязательные и добровольные резервы Негосударственных пенсионных фондов, страховой фонд по аналогии с Агентством по страхованию вкладов, и, если этих средств не хватит, то использовать деньги госбюджета. «Данный подход обеспечивает устойчивое финансирование пенсионной системы на всем прогнозом периоде до 2050 года благодаря оптимальному использованию средств с учетом жизненного цикла пенсионера, использованию доходов от приватизации госимущества и ресурсных доходов через Фонд национального благосостояния – 0,25-0,5% ВВП в год, а также реформированию досрочного пенсионного обеспечения», – убеждают авторы доклада.
По словам Дмитриева, такой подход также позволит сдержать дефицит Пенсионного фонда на минимальном уровне. Главным результатом модернизации станет достижение индивидуального коэффициента замещения при выходе на пенсию на уровне 40-60%, снижение для работодателей базовой ставки взносов в ПФР с 26% до 22%, а также финансирование бесплатного лекарственного обеспечения пенсионеров старших возрастов из расчета 100 тысяч рублей в год в ценах 2011 года.
Сейчас страховая часть пенсии для всех пенсионеров одинакова: соотношение средней пенсии к средней зарплате в 2011 году может составить около 36,6%. Это уже привело к тому, что во многих регионах почти все выходят на одинаковую пенсию на уровне прожиточного минимума, к невозможности оплачивать лекарства из пенсии, а также росту налоговой нагрузки, отмечается в докладе.
«У нас практически нет ни одного человека, у которого были бы эти средние 36,6%, на самом деле у нас колеблется от 5% до 130%», – подчеркнул Дмитриев. По его прогнозу, если сохранить пенсионную систему в нынешнем виде, то коэффициент замещения к 2030 году сократится до 28%, а к 2040 году – до 23%. Согласно нормам Международной организации труда (МОТ), отношение средней пенсии к средней зарплате должно быть выше 40%.
Сейчас по поручению Владимир Путина готовится программа развития пенсионной системы до 2050 года. Пока у Минздравсоцразвития готов аналитический доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы разития». Yа основании этого доклада ведомство обсуждает с экспертами источники покрытия дефицита ПФР, возможности повышения пенсионного возраста и реформу накопительной части пенсии.
По словам замдиректора профильного департамента Минэкономразвития Максима Карагодина, до конца года необходимо выйти «на проработанные решения, которые могут быть основной для политических решений в 2012 году». «Предложенный вариант развития пенсионной системы достаточно стабилен. Он интересен тем, что у всех ее участников появляется заинтересованность, который сейчас нет. Нынешняя система воспитала у меня ненависть к ПФР: с какой стати я даю деньги на содержание зданий и автомобилей, если я ничего не получу», – отметил член Совета федерации, бывший министр труда и социального развития Александр Починок. По его словам, в новом подходе появляется попытка дать стимулы разным социальным группам, поскольку человек сможет «формировать траекторию своего поведения в пенсии»: «Когда мы наконец дойдем до уровня дожития до 80 лет, то поймем, что потребности «молодого» и «старого» пенсионера разные».
Представители власти отнеслись к альтернативной концепции развития пенсионной системы скептично. «Факт деления на «молодых» и «старых» не сработает в нашей экономической реальности. Что делать с каждым третьим назначением пенсии по потере кормильца или по инвалидности, куда они попадают? Да, сам механизм достаточно интересный, но как вспомогательный», – недоумевал директор департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР Аркадий Соловьев. По его словам, в концепции недостаточно проработан вопрос повышения пенсионного возраста. «Он неизбежен. На Западе ориентир – период дожития. Мы по мужчинам достигнем этого не раньше не ранее 2020-х годов, по женщинам – чуть раньше. Но уже надо начинать подготовительную работу, сейчас же из этого сделали какой-то жупел: либо повышение спасает систему, либо предлагающие это – враги народа», – добавил Соловьев, напомнив, что демографическими проблемами занимается не ПФР.
В предложениях по накопительной части пенсии «много агитации, но нет технологии», раскритиковал Соловьев: «Вы говорите, расширяйте нам права, а где расчеты? Создание страхового фонда, а где расчеты?». Принцип «разумного инвестора» неприменим в России в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поскольку недостаточно развиты стандарты корпоративного управления, оценка рисков, независимость судебной системы, согласился эксперт Всемирного банка Рудольф Хайнц.
В концепции также не ставится задача ликвидации дефицита ПФР, но это целевой ориентир для фонда, напомнил Соловьев. «Не вполне очевидны предложения по доходам от приватизации, вряд ли их можно рассматривать как серьезный источник для ПФР, ведь они сами по себе не могут быть стабильны в течение длительного времени», – добавил Карагодин, но «предложенный комплекс предложений вполне может быть рабочим документом».
Источник