Многие кандидаты находят данную тему неприятной и спешат поскорее от нее отделаться. Более того, часто они изначально строят ответ как оправдание (и это их основная ошибка!). В том, что вы меняете место службы, нет ничего плохого: человек развивается и, вполне естественно, ищет новые сферы применения своим способностям.
Поэтому не надо в замешательстве откашливаться и опускать глаза, демонстрируя смущение; наоборот, посмотрите прямо на собеседника, улыбнитесь, покажите, что разговор не доставляет вам никакого неудобства, и вы с удовольствием поведаете о бывшей работе. В таком случае ваш ответ станет козырем, выделяющим вас из массы соискателей.
Четыре в одном
Однако прежде чем формулировать причину увольнения, необходимо понять, зачем рекрутер об этом спрашивает. Дело в том, что такой вопрос — универсальный тест, позволяющий получить о кандидате максимум информации. Вот несколько основных моментов, которые кадровик пытается прояснить с его помощью.
1. Определить правдивость соискателя. Если речь идет о достаточно серьезной должности, то о претенденте на нее, скорее всего, уже навели справки, и любая попытка погрешить против истины не пойдет ему на пользу.
2. Оценить уровень лояльности. Каждый наниматель хочет просчитать, как сотрудник станет относиться к служебным обязанностям, воспринимать задания руководства, общаться с клиентами. Если, говоря о предыдущей компании, кандидат использует только негативные оценки, значит, он не склонен получать удовольствие от своей работы, и в дальнейшем от него сложно будет ожидать высокой результативности.
3. Понять, как специалист строит отношения в коллективе. По тому, как соискатель рассказывает о прежней деятельности (говорит ли «я», подчеркивая лишь собственные заслуги, или «мы», имея в виду весь отдел), можно определить, как он оценивает окружающих, стремится ли к личным достижениям или предпочитает работать в команде.
4. Выяснить мотивы, которые могут побудить человека оставить службу. Конечно, основная причина, ради которой задают данный вопрос, — желание узнать, почему же на самом деле кандидат ушел с предыдущего места. По сути, поводов для этого не так уж много, поэтому главное, чтобы претендент на вакансию беспристрастно оценил события, предшествовавшие увольнению, и правдиво о них рассказал.
Окончание срока договора
В ситуации, когда соискатель объясняет расторжение трудовых отношений тем, что истекло время действия его контракта, возникает меньше всего вопросов этического характера: были ли конфликты с руководством или сослуживцами, возникали ли сложности в коллективе, является ли причиной увольнения ошибка или некачественное исполнение обязанностей и т. п. Кстати, если ваше сотрудничество было успешным, не забудьте попросить у бывшего начальства рекомендательное письмо.
Материальные
Если основной причиной смены места является низкий уровень дохода в прежней фирме, не стоит делать на этом акцент. Вы должны показать, что действительно переросли свою зарплату и занимаемую позицию. Поэтому лучше отметить, что предлагаемый объем и характер работы не соответствуют вашим навыкам и высокой квалификации, чем просто жаловаться на нехватку денег.
Переход на новый уровень
Часто претензии к нанимателю не ограничиваются неудовлетворенностью размером жалованья, а дополняются множеством накопившихся проблем, которые делают дальнейшую работу в организации нереальной. Как же поведать об этом на интервью? Если назвать какую-то одну причину — она покажется незначительной, а попытка перечислить все — отнимет слишком много времени. А что если посмотреть на ситуацию с обратной стороны? Попробуйте найти мотивы для того, чтобы остаться. Привычный коллектив, доброжелательное руководство, интересные клиенты… Все так, но раз вы уходите, значит, этого недостаточно. Объясните новому работодателю, что, не смотря на наличие положительных моментов, ваша предыдущая фирма не является компанией вашей мечты, и вы хотите двигаться дальше.
Отношения в коллективе
Еще одна весьма щекотливая ситуация, в которую попадали многие, выглядит так. Сотрудник старается изо всех сил и даже добивается неплохих результатов. Однако это очень раздражает коллег, которые на его фоне выглядят бездельниками, и начальника отдела, опасающегося за свое место. Высшее же руководство в силу занятости не способно разобраться в ситуации. Козни, интриги, направленные на то, чтобы скомпрометировать способного работника, приводят к уходу последнего. Однако поверит ли новый наниматель в виновность бывших сослуживцев? Скорее всего — нет, поэтому лучше обойтись без жалоб. Соберите рекомендации от клиентов, показывающие, что вы действительно хорошо справлялись с делом, договоритесь с доброжелательно настроенными коллегами, чтобы они выступили вашими поручителями. Кроме того, не спешите ссориться с шефом, постарайтесь расстаться друзьями. Ваши противники добились своей цели, следовательно, возможность получить от них положительную оценку не является такой уж невероятной. Даже если вам не очень приятно обращаться к ним с просьбой, подумайте о своей карьере и перспективе найти место в организации, где ваши способности оценят по достоинству.
Не по собственному желанию
Случается и так, что увольнение происходит из-за того, например, что сотрудник допустил серьезную оплошность. Стараясь поскорее уладить формальности с бывшим нанимателем, человек часто не беспокоится о том, как объяснит свой уход будущему начальнику. Но проходит время, и соискатель начинает задумываться, что сказать на интервью, станут ли на новом месте проверять факты его биографии, как о нем отзовутся прежние коллеги. Чтобы не оказаться в подобном положении, лучше сразу признать собственные ошибки перед старым руководством. Кроме того, нужно проанализировать причины возникновения такой ситуации. Возможно, у вас недостаточно знаний, и вам необходимо набраться опыта и повысить свой профессиональный уровень на специальных курсах. Если же прежняя работа не соответствует вашим интересам, значит, стоит сменить сферу деятельности. Поняв и исправив ошибки, вы сможете смело рассказать о прошлых неприятностях и о том, как вы с ними справились.
Для нанимателя одной из наиболее важных характеристик кандидата является правильная самооценка. Людей, которые не допускают просчетов, не бывает, а вот тех, кто умеет их признавать и исправлять, не так много. Поэтому не пытайтесь выглядеть безупречным, стараясь предугадать все желания представителя кадровой службы. Куда важнее ваша честность, умение сглаживать конфликтные ситуации и добром вспоминать предыдущих работодателей. Тогда новое место принесет вам только положительные эмоции.
28.12.2009
Софья МОРОЗОВА
"Деловой мир. Работа & зарплата"