В последнее время рынок труда перекошен в сторону предложения: кризисный коллапс рабочих мест перевел вчерашних менеджеров в категорию кандидатов. Избыток предложения рабочей силы «отозвался» необоснованными запросами работодателей и уменьшением сумм вознаграждения в разы. Казалось бы, с точки зрения соискателя, увеличение числа собеседований повышает шансы на удачное прохождение интервью – а нет, тридцать пятое собеседование тоже заканчивается неудачей.
Такая ситуация знакома многим: бравурное интервью по поводу работы, к которому Вы отлично подготовились, заканчивается равнодушным «Спасибо, что пришли. Мы с Вами свяжемся». Специально для этого случая купленный костюм, ослепительная сорочка, четкие ответы на все поставленные вопросы и даже высокопрофессиональная презентация на узкоспециальную тему, которую Вы с блеском озвучили, не помогли Вам получить «проходной балл» у рекрутера. И как, следствие, Вам не удалось стать штатной единицей в облюбованной компании.
Хуже всего, что позже становится очевидным, кого они Вам предпочли – это может быть знакомая Вам невнятная персона с более низкой квалификацией. Вопрос «Почему они меня не взяли?» бьется в Вашем мозгу, но не находит никакого логического ответа.
В самом деле, почему? Оказывается, проблема выбора решается индивидуумом на многих логических уровнях. Среди них есть базовый уровень принятия решения, который управляется интуицией, а потому логическим не является. Подсознание, как сейчас понимают передовики многочисленных неудачных интервью, это очень странная вещь.
Вас могут не взять на работу, к примеру, только потому, что:
1. У Вас ужасный, на взгляд рекрутера или работодателя, парфюм. Поэтому умные мужчины и женщины давно посещают собеседования и важные деловые встречи не надушенными. Запах – это очень интимная составляющая имиджа. Под воздействием запаха древние люди формировали свои усложняющиеся инстинкты. Представьте себе, есть очень чувствительные персоны, не переносящие сладкие восточные ароматы, другие не приемлют резких и свежих, как огурец, нот. Известен случай, когда прошедший несколько переговорных этапов претендент потерпел фиаско на последнем собеседовании с работодателем. Тот уже обговаривал список должностных обязанностей и вызвал директора по персоналу. Та оказалась аллергиком, да еще и женой босса. Обещанной должности кандидат не получил. Данные опросов женщин-руководителей обнаружили тенденцию странного неприятия запахов мужского парфюма, имеющих традиционные древесные и мускусные ноты. Поскольку во всем многообразии составляющих запахов может разобраться только настоящий парфюмер, проще всего отказаться от любимого аромата в день собеседования.
2. Вы похожи на нелюбимую занудливую тетю (дядю-садиста, брата-алкоголика, племянника и т.д.) собеседника. Не стоит и пытаться понравится ему своими презентациями. Он уже заметил, что «презентует» Ваше лицо. Причем себе он, как правило, не отдает отчет в том, на кого именно Вы похожи – он будет ощущать только подспудное раздражение.
3. Вы существуете на разных волнах и живете в разном темпе. Это не простые слова. Речь идет о том, что жизненный темп и предпочтения выражаются с помощью речи: некоторые активные персоны не терпят слишком быстрой «говорильни». Еще сложнее дело обстоит с наполнением речи – как программист и искусствовед говорят на разных языках, так и слова, мелькающие в Вашей речи, могут показаться чужеродными собеседнику. Один работодатель досрочно прервал собеседование с очень успешным и достойным кандидатом. Окружающим он объяснил свой поступок так: «Когда я с ним разговариваю, у меня такое ощущение, что намеренно тормозят старую пластинку». Эффект «медленного» голоса хорошо знают те, кому довелось познакомиться с допотопными проигрывателями. На самом деле имело место банальное несовпадение жизненных ритмов.
4. Несоответствие образу работника, который нарисовало подсознание работодателя. Учтите, что первое лицо компании, в которую Вы метите, прошло долгий и утомительный путь по карьерной лестнице. Не исключено, что момент Икс, начиная с которого он начал заведовать вопросами подбора персонала, наступил не так давно. Все это муки дают ему право рисовать в своем воображении приятного глазу ангелоподобного сотрудника. В этом смысле, например, напористой брюнетке с 8-ю языками «заказан» вход в приемную, где, по убеждению руководителя, должно сидеть белокурое и бестолковое существо.
Как правило, в 80% случаев необоснованного отказа работодатель сам не знает, что заставило его отклонить ту или иную кандидатуру. Работа подсознания не всегда ложится на плоскость осознанного и озвученного решения. В таких случаях даже рекрутеры иногда пожимают плечами: они тоже не в состоянии понять, чем именно мог не понравиться идеальный претендент. Остальные 20% случаев отказа от профессиональных услуг опытных кандидатов имеют логические причины. Например, большинство работодателей избегает брать на работу настоящих профи, потенциал которых в разы превышает возможности осторожного нанимателя. Современная теория управления персоналом подтверждает тот факт, что будущий риск выхода из-под контроля талантливого менеджера и, по совместительству, неформального лидера, слишком велик, чтобы «вешать» его на себя в нестабильное посткризисное время.
Автор: Александр Панин