Рекрутеры признаются, что общаться с кандидатами-юристами одно удовольствие. По сравнению с другими соискателями они, как правило, менее многословны, кратко рассказывают о своих обязанностях, но при этом достаточно содержательно. Юристы более въедливы и внимательны к деталям, они меньше отвлекаются на эмоциональные факторы, более сдержанны в своих комментариях и суждениях.
Консультант юридического направления рекрутинговой компании MarksMan Ольга Демидова считает, что у юристов всегда отличные презентационные навыки (обычно это деловой костюм, ухоженный внешний вид), а также они умеют четко и ясно выражать свои мысли, не заваливая при этом рекрутеров и эйчаров профессиональной лексикой. Это активные, достаточно энергичные, но при этом сдержанные и уверенные в себе люди, имеющие четкое представление о том, где и как они хотели бы развиваться, ориентированные на диалог и продуктивное сотрудничество.
Общие требования
«Юрист – это лицо компании, которое представляет ее интересы, соответственно, он должен выглядеть хорошо, – подчеркивает управляющий партнер консалтинговой группы ИМИКОР Нина Карелина. – Если юрист претендует на ежемесячный доход в 10 000 y.e., а при этом выглядит на 1000 рублей, то, конечно, такая информация „считывается“ моментально. И дело даже не в цене костюма, а в опрятности и манере самоподачи».
Юрист – это лицо компании, которое представляет ее интересы, соответственно, он должен выглядеть хорошо
Управляющий партнер консалтинговой группы Walter Walls Ольга Филатова говорит, что в их компании основополагающими условиями при приеме на работу являются следующие:
- довольно свободное и уверенное прохождение интервью;
- показ не обширного знания всех отраслей права, а умения мыслить, анализировать, понимать практику решения того или иного вопроса;
- умение признаться в своем незнании.
Ольга Демидова первым делом обращает внимание на то, как соискатель использует профессиональную лексику. Иногда кандидаты злоупотребляют юридическими терминами, думая, что рекрутеры все равно не поймут, о чем это они. Но так как у Ольги есть не только юридическое образование, но и практический опыт работы юристом, ей достаточно легко сориентироваться, пускает ли соискатель пыль в глаза либо же действительно понимает, о чем говорит. Чаще всего профессиональным сленгом злоупотребляют молодые и неопытные специалисты.
Наиболее распространенные опросы
Если собеседование с кандидатом проводит рекрутер, не имеющий юридического образования, он может не задать действительно важного вопроса. Поэтому эйчары, как правило, готовятся к подобным встречам: консультируются с экспертами, составляют примерный список профессиональных вопросов.
Эйчары, как правило, готовятся к подобным встречам: консультируются с экспертами, составляют примерный список профессиональных вопросов
«Наиболее результативные вопросы – открытые, за ними следуют уточняющие, – рассказывает Ольга Демидова. – Если кандидат действительно имел нужный опыт, то он укажет так называемые „пароли, адреса и явки“. Сначала я уточняю специализацию кандидата. Например, кандидат специализировался на корпоративном праве. Затем узнаю, с какими именно корпоративными мероприятиями и проектами он работал, что именно делал, с какими организационно-правовыми формами сталкивался. Если соискатель говорит, что работал с различными формами реорганизации, то уточняю, с какими именно. И так далее – от общего к частному. Иногда бывают полезны внезапные точечные вопросы из других правовых сфер, необходимых для конкретной вакансии. Если у соискателя был соответствующий опыт, то он, даже если поначалу растеряется, соберется и ответит на вопрос».
Чтобы оценить роль кандидата в прошлой компании, рекрутеры на собеседовании выясняют структуру юридического подразделения, непосредственное подчинение, систему распределения обязанностей. Если речь идет о кандидатах на руководящую позицию, то узнают, каким образом соискатель распределял обязанности в курируемой группе и за какие юридические вопросы отвечал лично.
«Обязательным в нашей компании является вопрос о том, что кандидат читает из профессиональной литературы, – говорит Ольга Филатова. – Также, в зависимости от того, на какую позицию претендует соискатель, мы предлагаем ему либо решить кейсы, либо пройти тесты».
Юрист Юрий Иванников рассказывает, что однажды он проходил собеседование, на котором ему предложили следующий кейс. Холдинговая компания (несколько юридических лиц) хочет застраховать своих сотрудников. Выбранная страховая компания готова предоставить свои услуги, но при этом желает заключить договор лишь с одним юридическим лицом. Как разрешить ситуацию? Или другой пример: как решить проблему охраны персональных данных, если компания-работодатель занимается интернет-рекрутментом?
Что касается тестов, то их приходится проходить большинству кандидатов на позицию юриста. В среднем количество вопросов варьируется от 20 до 50. В одних случаях к ним прилагаются варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный, в других – вопросы могут быть открытыми. Например: «Перечислите основные типы договоров. Какие существуют схемы аутстаффинга? Какие существуют варианты оптимизации налогообложения?»
Иногда кандидату показывают типичные в данной компании договоры и просят рассказать, чего, по его мнению, в них не хватает, какие изменения следует внести.
На собеседовании могут проверить уровень владения английским языком: кандидату выдается бланк договора, где в левой колонке расположен текст на английском языке, а в правой предлагают написать его перевод.
"В ответах соискателей важны структурированность, системный подход, ясность мысли«,- говорит Ольга Демидова. Приветствуется изображение схем, например, взаимоотношений юридических лиц, реструктуризации активов, структурирования сделок по приобретению бизнеса, налоговые схемы.
Ожидаемые ответы
Юристы относятся к той категории сотрудников, которые не могут выдавать информацию о компании, поскольку они знают сведения, являющиеся коммерческой тайной. Поэтому рекрутеру трудно порой оценить вклад кандидата в развитие компании-работодателя. Важно, чтобы соискатель смог рассказать о своем функционале на предыдущих местах работы простым языком, не вдаваясь в цифры и конкретные факты.
«Важно отвечать открыто, – говорит Нина Карелина, – этого ждет любой интервьюер. Человек может не отвечать на какие-то конкретные вопросы, но при этом быть открытым и готовым к общению! А если юрист „закрытый“, то пусть он хоть 100 раз „золотой“, вряд ли он будет интересен работодателю».
«Хороший кандидат-юрист всегда рассказывает о тех проектах, в которых принимал участие, – соглашается с предыдущим экспертом Ольга Демидова. – При этом он умело соблюдает условия конфиденциальности (о работодателе, компаниях-клиентах, сделках), но в то же время полно и содержательно раскрывает информацию о необходимом опыте».
Необходимо знать ту отрасль, о которой будет идти речь на собеседовании, даже если раньше юрист в ней не работал
Эксперты считают, что, когда кандидат не знает точного ответа на какой-либо вопрос, ему лучше сразу сказать об этом и показать, как и в каком направлении он начнет работу, если подобная задача была бы ему поставлена.
«Необходимо знать ту отрасль, о которой будет идти речь на собеседовании, даже если раньше юрист в ней не работал, – говорит Нина Карелина. – Отсутствие практического опыта можно попробовать компенсировать отличной теоретической подготовкой».
Ольга Демидова резюмирует, что если кандидат ориентирован на партнерские отношения с рекрутерами, потенциальными компаниями-работодателями, желает иметь хорошую репутацию, то ему стоит быть доброжелательно настроенным, готовым к диалогу и сотрудничеству, быть честным как по отношению к себе и своему опыту, так и другим сторонам, вести себя открыто и доверительно