С каждым днем список каверзных вопросов для кандидатов заметно пополняется. И наряду с просьбами рассказать о своих недостатках или о себе через через десять лет эйчары все чаще интересуются семейным положением, наличием детей, пропиской или материальным положением соискателей. Кандидаты возмущены таким бестактным вторжением в частную жизнь, а работодатели уверяют, что это не праздное любопытство...
«Своя квартира или снимаете?», «Ваше семейное положение?», «Есть ли дети?» — обсуждение этих вопросов на собеседовании сегодня стало такой же нормой, как разговоры об образовании, опыте работы или карьерных достижениях. Между тем правомерность и этичность этих тем до сих пор остается спорной.
Например, на Западе, где любая дискриминация при отборе кандидатов считается противозаконной, HR-специалисты стараются всячески избегать вопросов касающихся религии, семейного положения, возраста, здоровья или этнической принадлежности соискателей.
Для отечественных рекрутеров интерес к частной жизни кандидатов — привычная практика.
«Я вчера была на собеседовании, и мне кадровичка сказала: "Вы не против, если я задам вам личные вопросы?" Я, конечно, согласилась, мне скрывать нечего, — рассказывает участница форума Rabota.ru Sota. — Но когда она докопалась до того, почему я в 26 лет не собираюсь заводить детей и что мы с мужем хотим быть старыми родителями, которые заведут себе игрушку на старости лет... Это еще ладно, но когда она начала выпытывать, что именно случилось с моим отцом, после того, как я сказала, что я его лишилась еще в детстве. Я серьезно испугалась...»
«Еще хорошо, если просто спросят о семейном положении или наличии детей, а не начнут любопытствовать: почему не замужем/не женат, почему нет детей или в чем причина развода?» — вторит ей другая участница Семга.
Впрочем, как бы ни были неудобны и нежелательны вопросы о семье, родственниках или непогашенных кредитах, полностью отказаться от их использования не представляется возможным. Ведь нередко именно они помогают HR-специалисту определить, насколько кандидат подходит для той или иной работы.
Попробуем же разобраться, что такое личные вопросы на собеседовании — вторжение в частную жизнь или способ лучше узнать кандидата?
Любопытство не порок
Каждому специалисту по подбору кадров при встрече с кандидатом необходимо прояснить три основных вопроса: «Справится ли кандидат с работой?», «Как долго он будет работать?» и «Какие отношения могут сложиться у коллектива с новым сотрудником?»
Нередко чтобы получить ответы на эти вопросы, эйчару волей-неволей приходиться вторгаться в личную жизнь.
«Без вопросов, которые в той или иной мере можно причислить к вопросам личного характера, не обходится, наверное, ни одно интервью. Хотя отношение к этим вопросам, мягко говоря, неоднозначное — как у соискателей, так и у рекрутеров, — рассказывает Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью Adecco Group Russia. — Более того, многие считают данные вопросы неприемлемыми и вторгающимися в частную жизнь человека. Да и грань между профессиональными и личными вопросами провести очень трудно».
«Зачастую личные вопросы задаются не по инициативе рекрутера или менеджера по подбору персонала, не из любопытства, а потому что это требует клиент/работодатель. Например, очень часто клиенты хотят знать о семейном положении кандидата, так как иногда это может являться одним из фактором отсева», — комментирует Мария Силина, менеджер по работе с клиентами «Агентства Контакт».
«Личные вопросы на собеседование нередко определяются спецификой и корпоративной культурой компании, — продолжает Ильгиз Валинуров, президент корпорации Business Connection. — У каждой компании есть свои нюансы, и работодателю важно принять кандидата, который будет им соответствовать. Поэтому любой личный вопрос имеет свое основание и значение для принятия решения о найме».
Что хотят знать рекрутеры?
Как оказалось, вопросы о наличии родственников за границей или планах зачатия ребенка вовсе не банальное любопытство эйчара, а производственная необходимость.
«Цель любого интервью — выяснить, насколько соискатель соответствует требованиям конкретной вакансии, — продолжает Надежда Ляховская. — К примеру, вакансия подразумевает частые командировки, а соискательница — молодая замужняя женщина, у которой есть маленький ребенок. Интервьюер обязательно поинтересуется, насколько данный график работы устраивает соискательницу».
Такого же мнения придерживается и эксперт Ильгиз Валинуров:
«Вопрос "Где вы живете и с кем?" Личный? Да! Но при этом знание ответа на вопрос позволяет рекрутеру понять мотивацию кандидата, его финансовую стабильность и обеспеченность. Особенно если речь идет о вакансиях, где ключевой доход составляет не оклад, а проценты и бонусы с продаж.
Может ли считаться личным вопрос о сексуальной ориентации? Да! Но у нас был случай, когда известный ресторатор попросил найти официантов в ресторан с нетрадиционной ориентацией и уверенно обосновал, что такие люди являются более клиентоориентированными, приветливыми и ответственными».
Своим списком обязательных личных вопросов поделился и Яков Миронов, старший консультант рекрутинговой компании Antal-Laurence Simons.
«Во-первых, важно знать, в каком районе живет кандидат. Например, если он проживает на юго-западе, а офис компании находится в Химках, велика вероятность, что через какое-то время человек просто устанет тратить 1,5-2 часа на дорогу до работы и будет искать другую компанию.
Во-вторых, важно уточнить семейное положение кандидата. Многие работодатели в некоторой степени опасаются брать на работу замужних девушек без детей, потому что нередки случаи, когда спустя несколько месяцев после выхода на работу, сотрудницы уходят в декрет. Также практика показывает, что мужчины с детьми более стабильны и менее склонны к риску».
На страже личного пространства
Как правило, ни один кадровик не ставит целью собеседования проникнуть в тайны частной жизни кандидата. Несколько личных вопросов — это скорее возможность лучше узнать соискателя или метод психологической оценки. Например, закрытого, не идущего на контакт человека, вряд ли будут рассматривать для командной работы, а болтунов, которые сразу все выкладывают, не пригласят работать над инновационным проектом.
«Соискателю стоит отвечать на все вопросы рекрутера, зачастую в них нет ничего оскорбительного, — считает Мария Силина. — Кандидат — это потенциальный работник компании, и если ему задают личные вопросы, значит, ответы на них имеют принципиальное значение для руководства».
Поэтому даже если менеджер по подбору персонала активно интересуется вашей личной жизнью, сохраняйте спокойствие. Старайтесь отвечать абстрактно, а по возможности и вовсе направляйте разговор в русло профессиональных тем. Например, если вас спросят: «Есть ли у вас дети?», вы можете ответить встречным вопросом: «Вы хотите спросить, смогу ли я задерживаться после работы?»
Не вдавайтесь в подробности, дополнительная информация будет вызывать только поток новых вопросов. И самое главное — помните, что вы имеете полное право отказаться обсуждать личные темы на собеседовании.
«На все вопросы, которые, по вашему мнению, являются вторжением в вашу личную жизнь, можно не отвечать, — комментирует Надежда Ляховская. — Но отказ от ответа должен прозвучать корректно и дружелюбно по отношению к интервьюеру. Не нужно резать: "Я не буду отвечать на этот вопрос!" Постарайтесь ответить мягко или перевести вопрос в рабочую плоскость. Всегда помните, что интервью — это не экзамен и не допрос, а равноправная беседа».
Источник: