Рынок труда, так же как и рынок образовательных услуг, изменчив. Десять лет назад наблюдался бум на специалистов по юриспруденции — юристов приглашали в штат как адвокатские и нотариальные конторы, так и самые различные организации, не связанные с этой сферой деятельности, но желающие иметь под рукой штатного юриста, способного в любой момент дать консультацию. Пять лет назад подобное событие произошло со специалистами по PR и рекламе. Но рынок постепенно насыщается специалистами, и в итоге образование, полученное под влиянием «внешних обстоятельств» (мода, высокий спрос, хороший доход), оказывается невостребованным. Парадокс в том, что предугадать и спрогнозировать, какая специальность будет востребована через пять-десять или даже двадцать лет, практически невозможно. К примеру, в последние три-четыре года ввиду развития строительной отрасли повысился спрос на инженеров, набор в вузы на инженерные специальности резко возрос. Но сложившиеся экономические условия, замороженные стройки и банкротство многих крупных строительных компаний, подкосили эту тенденцию. Теперь неизвестно, будут ли востребованы через три года молодые инженеры различных строительных специализаций, еще недавно радовавшиеся тому, что сделали выбор в пользу правильной и надежной профессии.
На что ориентироваться
Выбирая второе высшее образование, неизменно приходится сталкиваться с вопросом: ориентироваться на спрос или на собственные желания? Практика показывает: спрос — понятие ненадежное, величина переменная и полагаться на него стоит отнюдь не всегда. С другой стороны, собственные желания, тоже не всегда могут выступать в качестве гаранта правильности выбора: известны случаи, когда люди, имеющие первое высшее техническое образование, получали второе гуманитарное «для души», а после не знали, как и куда его применить. А применить второе высшее образование хочется всегда. Во-первых, потому что в отличие от первого оно всегда выбирается осознанно. Во-вторых, потому что за него приходится платить. В-третьих, потому что рано или поздно становится жалко потраченного на обучение времени, и приобретенным знаниям хочется найти применение, чтобы новой профессиональной деятельностью компенсировать свои затраты. Подобных ошибок, совершаемых при выборе программы второго высшего, великое множество.
Какие программы существуют
Второе высшее образование условно можно разделить на несколько категорий:
- Дополнительное
Первую и самую многочисленную категорию представляют программы, с помощью которых специалисты стремятся дополнить свое первое образование, расширить профессиональную компетенцию. При этом второе высшее может быть как более общим, так и более специализированным, то есть конкретизирующим и уточняющим основную специальность. Люди, выбравшие образование этой категории сталкиваются с наименьшим количеством трудностей, как при выборе самой программы, так и при последующей ее реализации. В «сухом остатке» они имеют два взаимодополняющих диплома, говорящих о высоком профессионализме в одной сфере деятельности.
- На перспективу
Ко второй категории относятся программы, выбираемые специалистами, стремящимися повысить образовательный уровень при переходе, или планировании последующего перехода, из одного функционального подразделения в другое. Чаще всего речь идет о повышении в должности и о смене характера деятельности. В этом случае выбор зачастую падает на программы, связанные с менеджментом и управлением, например, Искусствоведение — Менеджмент культуры, Инженер-механик — Управление на предприятии. Это довольно выигрышный вариант, поскольку оба образования работают на одну и ту же цель, а второй диплом свидетельствует о большом профессиональном потенциале специалиста.
Эту категорию кадровики считают одной из наиболее удачных ситуаций, поскольку второе высшее, с одной стороны, согласуется с первым, с другой — предоставляет совершенно новые профессиональные возможности специалисту, например, переход на руководящую позицию в смежную отрасль.
- В оправдание
К третьей категории относятся образовательные программы, позволяющие подтвердить профессионализм в определенной сфере деятельности. Этот вариант оправдан, когда первое высшее не согласуется с опытом, и возникает необходимость в получении второго диплома, который позволил бы оправдать право на работу в этой профессии. Это самый проблемный вариант в виду того, что первое высшее образование так и остается «неприкрытым», то есть неотработанным, и в построении карьеры не участвует, разве только как дополнительный способ произвести впечатления на собеседника: — «У меня два высших образования».
Второе высшее прилагается к опыту работы, но если возникает желание сменить профессию, новый диплом тоже оказывается за бортом востребованности. В качестве выхода из ситуации, кадровиками предлагается тщательное планирование карьеры и выбор в пользу программ «универсальных», а не точечных (речь идет об избегании конкретизаций в дипломе и выбора узких специализаций с целью прикрыть пути отступления в другую профессиональную отрасль).
- Образование для души
К четвертой категории относятся варианты образования «для души», не согласующиеся ни с первым высшим, ни с опытом работы, а получаемое ради того, чтобы реализовать давние мечты и фантазии или занять свободное время. Как правило, подобные программы выбирают обеспеченные домохозяйки. В качестве основного аргумента в пользу выбора именно этого курса часто можно услышать: — «Я всегда хотела стать психологом» или «Я всегда мечтала писать сценарии». К сожалению, зачастую этот выбор оказывается ошибочным. Такой вариант можно назвать «холостым выстрелом». Образование для души способно изменить жизнь к лучшему только в том случае, если учащийся не просто хочет «узнать что-то новое и интересное» или увлекательно провести время, а принял решение в корне изменить свою жизнь и выбрал путь, связанный именно с этой профессиональной деятельностью.
Единство записей
Второе высшее образование можно назвать волшебной палочкой для специалиста — она позволяет залатать дыры неудачного прошлого и реабилитировать бывшего троечника. Дело в том, что очень часто мы оцениваем человека по качеству, статусу и цвету его диплома. Кому хотябы раз не доводилось поинтересоваться своим коллегой или руководителем, задавая вопрос: «А кто он?», имея в виду «Какое у него образование?». Не устраивающий нас ответ моментально дискредитирует этого человека как специалиста.
Второе высшее позволяет не допустить подобных ситуаций, избежать предвзятого суждения коллег и нанимателей, и волшебным образом реабилитировать человека, обеспечив его документом, позволяющим говорить о себе как о враче, юристе, психологе, педагоге. Сама по себе ситуация парадоксальная, поскольку выходит, что, в конечном счете, значимым оказывается не собственно знание, приобретенное в стенах ВУЗа, а запись, сделанная в дипломе. Задача человека, решившего получать второе высшее образование, сводится к тому, чтобы максимально «подогнать» вторую запись к первой, либо к записи в трудной книжке. Когда все записи согласуются, картина будет законченной, специалист станет восприниматься как личность цельная и гармоничная, и игра в пасьянс под названием «Второе высшее», сложится удачно.
Источник: