Проблема поколений, описанная классиком русской литературы, давно вышла за пределы семьи. Даже на работе людям, принадлежащим к разным возрастным категориям, зачастую не удается найти общий язык. Причем речь идет не только о сложностях в отношениях между будущими пенсионерами и вчерашними студентами, но и о противоборстве более близких друг к другу поколений. Как же избежать подобных трудностей и наладить контакт с коллегами?
На пустом месте
Конфликтные ситуации в разновозрастном коллективе могут быть вызваны сложившимися стереотипами, которые мешают людям найти общий язык. Например, старшие работники нередко настроены против новичков, считая их поверхностными специалистами, недостаточно серьезно относящимися к выполнению обязанностей. Молодежь, в свою очередь, готова отметать предложения опытных сотрудников, осуждая их за консерватизм и устаревшие методы. Однако не торопитесь действовать под влиянием эмоций — необходимо объективно взглянуть на проблему, взвесить все за и против, а затем принимать решение. Не стоит сразу встречать в штыки чужую идею или обижаться на то, что кто-то не одобрил вашу. Старайтесь аргументированно отстаивать собственную точку зрения, сохраняйте спокойствие, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону. Неважно, к какому поколению вы принадлежите, нетерпимость вряд ли позволит вам завоевать авторитет у сослуживцев, тогда как сдержанность значительно повысит ваш рейтинг.
Дедовщина
Подобное явление характерно не только для армии, но и для некоторых компаний. Чаще всего в роли «дедов» выступают люди, много лет работающие в организации, приближенные к руководству и т. д. Они привыкли, что им достается все лучшее, и не собираются уступать дорогу новобранцам. Такие сотрудники заинтересованы в том, чтобы сохранить высокий статус в фирме, и порой используют не самые достойные средства: выдают за свою идею юного конкурента, выставляют неопытного сослуживца перед начальником в невыгодном свете и т. п.
Здесь молодой работник сможет развиваться, только если старики уступят ему место, например получив повышение. Поэтому не стоит воевать с кругом избранных, лучше подыгрывать коллегам, а в чем-то даже помогать. В итоге вы создадите себе репутацию хорошего специалиста, что позволит в дальнейшем построить собственную карьеру, когда ваши амбициозные предшественники перейдут на следующую ступень служебной лестницы.
Не сдавать свои позиции
Бывает и так: старожилы игнорируют идеи молодежи, потому что уже достигли желаемого результата, а теперь боятся совершить ошибку и все потерять. Иногда подобные отношения даже перерастают в настоящую войну, когда более консервативная часть коллектива откровенно саботирует нововведения.
Конечно, ждать, когда конфликт сам по себе сойдет на нет или ваши противники отправятся на пенсию, нельзя, а значит, надо отстаивать свои убеждения. С одной стороны, мягко и деликатно старайтесь все-таки проводить необходимые изменения, объясняя их преимущества оппонентам, а с другой — попытайтесь заручиться поддержкой руководства, которая позволит наконец-то реализовать ваши планы.
Опасная помощь
Во многих коллективах есть такие сотрудники, которые сразу же стараются покровительствовать молодому специалисту, поощрять его свысока или защищать от нападок остальных, создавая видимость хороших отношений. В результате человек оказывается в очень невыгодном положении — навязанная ему роль ребенка уже не позволяет окружающим воспринимать его всерьез. Прежде чем принять чью-то протекцию и начать подыгрывать, подумайте: зачем вам репутация нуждающегося в опеке работника? Пусть самостоятельно сделать свои первые шаги на новом месте будет тяжелее, но вы не станете чувствовать, что кому-то обязаны.
Молодые, да ранние
Если в вашей компании много неопытных специалистов, которые пытаются перевернуть все с ног на голову, не стоит сразу же ограничивать их абсолютно во всем, как расшалившихся детей. Погасить энтузиазм гораздо проще, чем потом пробудить интерес к работе. Старайтесь придерживаться золотой середины: начинайте дело вместе, а если в процессе вы поймете, что выбранный метод не подходит, то не забудьте привести аргументы. Если же предложения новичка действительно могут принести пользу, лучше не чинить препятствия и смириться с тем, что кто-то, помимо вас, способен принимать профессиональные решения. Обеспечив поддержку перспективным направлениям, вы не только достигнете взаимопонимания с сослуживцами, но и всегда будете в центре событий. Также не исключено, что общение с инициативной группой молодых сотрудников вдохновит и вас на новые замечательные идеи!
Работа в разновозрастном коллективе имеет свои положительные моменты. Во-первых, новобранцам есть чему поучиться у опытных людей, часто среди них встречаются те, кто с радостью продвигает талантливых сотрудников, по достоинству оценив их способности. Во-вторых, молодежь нередко смотрит на привычные вещи под иным углом и может оживить рутинную деятельность. Человек, настроенный на конструктивный диалог и заинтересованный в положительном результате, найдет единомышленников в любом коллективе и сумеет добиться карьерного роста.
ЭТО АКТУАЛЬНО
Рабочая атмосфера
Головная боль, тошнота, насморк донимают некоторых из нас… только на работе: стоит покинуть офис, недомогания исчезают. Подобные явления часто связывают с качеством внутренней среды зданий и называют синдромом больных помещений. С таким определением не согласны английские ученые. Под руководством архитектора Алекси Мармот и эпидемиолога сэра Майкла Мармота из Университетского колледжа Лондона они исследовали условия труда госслужащих, пишет журнал Psychologies. Одновременно проводили оценку уровня шума, освещенности, влажности, качества воздуха. Оказалось, что на здоровье работников главным образом влияет не физическая, а психосоциальная среда (завышенные требования, стресс и другие факторы). Чем благоприятнее обстановка в коллективе, тем лучше мы себя чувствуем. Так что, услышав жалобы подчиненных на плохое помещение, руководству стоит задуматься о том, как организован труд и какая атмосфера царит в офисе.
Ольга КЛИМЕНТОВА
Источник:
18.10.2010
Ольга КЛИМЕНТОВА