09.03.2010
Несмотря ни на что, полностью уравнять мужчину и женщину на работе все-таки не получается. Во-первых, они требуют совершенно разной мотивации: например, мужчин к работе стимулирует критика, а женщин чаще похвала. Во-вторых, нельзя исключить то, что женщина и мужчина – разные по своим физическим возможностям, и многие профессии никогда не будут принадлежать слабому полу.
Один из частых подходов работодателей, который тоже можно считать своего рода дискриминацией – предпочтение на должности, требующие высокой отдачи, а значит, и мотивации, одиноких женщин с одним или двумя детьми. У многих продажников считается, что такие работницы будут «рвать когти» на работе азартней иного мужчины.
Кто-то пишет в объявлениях, что ждет исключительно замужних кандидаток (чтобы не тратили время на гулянки и сидение на сайтах знакомств). Правда, справедливости ради стоит отметить, что аналогичный подход раньше имел место и по отношению к мужчинам – тем же дипломатам или политикам, особенно при предложении должности за границей.
В кадровом центре «ЮНИТИ» рассказали о случаях, когда работодатели предпочли соискателям-мужчинам представительниц прекрасного пола. Среди причин подобных решений присутствует и женская красота.
– Компания IT-отрасли дала нам заказ на поиск мужчины – программиста, – говорит руководитель группы подбора персонала КЦ «ЮНИТИ» Вера СВИРИДОВА. – Мы случайно нашли резюме девушки, предложили ее кандидатуру работодателю. Заказчик сначала подумал, что женщина будет деструктивным элементом в исключительно мужском коллективе. Однако на работу ее приняли, и главными факторами согласия стали не только высокий профессиональный уровень, но и красота соискательницы!
– Компания-производитель в течение нескольких недель не могла подобрать мужчину на должность юриста, – рассказала специалист «ЮНИТИ» Виктория ЛЯГИНА. – Решили искать женщину. «Она не будет пить алкоголь, опаздывать и прогуливать», – так посчитал заказчик. В итоге нашли даму, которая была не только профессионалом своего дела, но и, безусловно, соблюдала вышеперечисленные требования.
Но если эти комментарии приятны для дамского самолюбия, то последний (кстати, отражающий более реальную картину) заставит задуматься.
– Работодатели довольно часто могут предпочесть мужчине женщину, и в основном потому, что зарплатные ожидания прекрасного пола намного ниже, – считает Виталий ЛАВРЕНТЬЕВ, ведущий специалист «ЮНИТИ». – Так, в пожеланиях уровня оплаты труда молодые люди в большинстве случаев называют сумму на 30-40% выше, чем девушки.
Владимир АВЕРИН, директор по персоналу Musa Motors:
В современном мире женщины становятся все более успешными как в социальной сфере, так и в бизнесе – благодаря своей ориентации на построение взаимоотношений. Мужчины, в отличие от женщин, больше соперники по своей природе, им более свойственно стремление преобладать, чем договориться о компромиссном решении. А между тем корпоративный мир сегодня держится на взаимосвязях, межличностных отношениях, на умении договориться, поэтому женщина в бизнесе может быть более эффективна, чем мужчина.
Подобные тенденции имеют место и в автобизнесе. Компания Musa Motors уже давно переосмыслила стереотипы и в настоящее время на позициях топ-менеджеров компании работает около 40% женщин, а мужчины преобладают исключительно в сервисных отделениях, где труд связан с тяжелой физической нагрузкой.
Если посмотреть на ситуацию в отделениях, связанных с работой с клиентом, то в нашей компании соотношение мужчин и женщин будет равным, поскольку для нас важнейшим фактором будет являться не половая принадлежность, а профессиональные качества. К примеру, при выборе автомобиля наш клиент не столько покупает технические возможности, сколько реализует свою мечту, поэтому важно суметь настроиться на одну волну с клиентом и помочь ему в полной мере получить искомые эмоции в процессе выбора своего будущего автомобиля.
Это значит, что продавец, прежде всего, должен уметь установить контакт и построить взаимоотношения с клиентом, а это может быть свойственно как мужчинам, так и женщинам. Именно поэтому мы при собеседовании с кандидатом на продавцы автосалона не смотрим ни на наличие технического образования, ни на возраст или пол – выбираем исключительно по профессиональным и коммуникативным качествам.
Татьяна МИХАЙЛИЧЕНКО, эксперт рынка труда, консультант:
Если сравнить рынок труда 90-х и нынешний, то сейчас значительно повысилась верхняя возрастная планка: ушли лихие времена опьянения свободой первых «новых дельцов», стремящихся окружить себя длинноногими красотками, им на смену пришли профессионалы, которые выбирают себе в подчиненные тоже профессионалов.
Если говорить о карьере российской и западной женщины, то на Западе возраст начала карьеры часто приходится не 23-27, как у нас, а на 35 лет, а до этого женщины учатся, путешествуют, пробуют себя на разных поприщах и не боятся менять профессию, образование, города и страны проживания.
Если у нас возраст 35-40 уже считается чуть ли не временем подведения итогов, то многие европейцы и американцы в это время только начинают складываться как профессионалы. Поэтому наш социум пока более строг к женщине. С другой стороны, российская корпоративная культура еще очень молода, и поэтому очень отличается во всех компаниях, сильно зависит от личности хозяина.
Если говорить о квалифицированных специальностях, то есть профессии, в которые мужчины идут редко. Например, специалист по персоналу или кадровик. Несмотря на то, что в крупной компании эта должность весьма серьезного масштаба и внушительного компенсационного пакета, мужчины не всегда выдерживают стресс, который порождает постоянное присутствие между молотом и наковальней – руководством и персоналом. А женщины со свойственным им умением приспосабливаться и договариваться здесь находят себя.
Бывает, что женщин (особенно разведенных с детьми) берут на работу, требующую высокой мотивации на заработки (обычно продажи), но я с этим подходом не совсем согласна. Главное все-таки профессиональные качества и склонности именно к данному виду работы, а семейная ситуация всегда может измениться.
В целом женщины, я считаю, гораздо лучше себя чувствуют на рынке труда по сравнению с сильным полом – они меньше страдают от нереализованных амбиций, соперничества, коварства. Они ориентированы на постепенный карьерный рост, и за это их любят работодатели.
Яна ЛЕЙКИНА, директор по работе с персоналом кадрового холдинга АНКОР:
На сегодняшний день ситуация на рынке труда одинаково отражается как на женщинах, так и на мужчинах, и предпочтения по половому признаку могут зависеть исключительно от корпоративной культуры, уровня позиции и сложившихся традиций в менеджменте.
В основном работодатели не делают акцент на предпочитаемый пол кандидатов, но практика показывает, что первое впечатление чаще бывает положительным по отношению к кандидатам-мужчинам. Они более уверенно ведут себя на собеседовании, лучше презентуют себя, внешне не проявляют волнение, так как сдерживают эмоции. Мужчины знают и умеют своевременно продемонстрировать потенциальному работодателю свою ценность и стоимость. Женщины же на собеседовании более эмоциональны, поэтому и могут совершать ошибки от волнения.
Мужчина всегда во время интервью занимает позицию выбирающего, а женщина наоборот, что ее выбирают. Когда же заходит речь о реальных испытаниях кандидатов: тестировании, ассессмент-центре, глубинном интервью, женщины раскрываются и проявляют свои профессиональные компетенции и традиционные женские качества, которые ценны для работодателя: ответственность, исполнительность, терпение.
На сегодняшний день женщины занимают самые разные должности, начиная от секретаря до руководящих постов. Работодатель отдает предпочтения именно женщинам в случае, когда речь идет о начальных и средних менеджерских позициях.
Но есть некоторая специфика, например, в продажах. Дело в том, что встречаются позиции, для которых необходимы напористые, несгибаемые личности, что, согласно стереотипам, чаще характерно для представителей мужского пола. А также считается, что чаще всего они больше готовы к стрессовой работе. То есть это вопрос не пола как такового, а приписываемых ему профессиональных и личностных качеств.
И если вы обладаете всеми необходимыми компетенциями на позицию, которая вас заинтересовала, то смело откликайтесь на нее. Ведь работодатель выбирает сотрудника, в первую очередь, по его профессиональным качествам. Таким образом, кто и в какой профессии, на какой должности более эффективен – это вопрос не пола, а профессиональных и личностных качеств.
Наталья КРУТЬ, медиахолдинг "Пронто-Москва"