Женщина — менее «выгодный» работник?
Гендерная асимметрия в сфере занятости выражается рядом социальных явлений: снижение уровня экономической активности женщин, рост женской безработицы, маргинализация специалистов-женщин (формирование статуса второстепенности, незначительности — практически полное отсутствие женщин в политике, высших государственных органах, среди высшего менеджмента крупных компаний), нарушение трудовых прав женщин при найме и увольнении.
В начале 2007 года (2 марта) ЦМиСИ Кадрового Дома «СуперДжоб» провел социологический опрос среди экономически активного населения России (3000 респондентов) на тему: «Согласны ли Вы с утверждением, что «политика — это не женское дело?» Положительно на этот вопрос ответили 24% опрошенных, отрицательно — 66%, затрудняюсь с ответом — 10%. При этом мужчины ответили следующим образом: да — 35%, нет — 54%, затрудняюсь с ответом — 11%. Ответы женщин: да — 14%, нет — 77%, затрудняюсь с ответом — 9%.
По данным ВЦИОМ, мужчины находятся в лучшем положении, чем женщины, когда речь идет о практических возможностях получать достойную зарплату. Именно к такому выводу пришло 90% участников вопроса общественного мнения. По статистике 2006 года, среднемесячная заработная плата женщин составляет лишь чуть более 65% среднемесячной заработной платы мужчин. Даже в бюджетных отраслях с невысоким уровнем оплаты труда заработная плата мужчин выше, чем у женщин, поскольку они занимают большинство руководящих должностей (например, в системе здравоохранения мужчины преобладают среди главных врачей, заведующих отделениями, ведущих специалистов). Сложившаяся в обществе ситуация приводит к тому, что ожидания женщин уже заведомо занижены: в среднем 55% руководителей согласились с утверждением, что женщины соглашаются на более низкую оплату труда.
При этом гендерные различия в уровне дохода существуют не только в отраслях с «мужским» профилем работы, но даже там, где занят преимущественно «слабый» пол. Женщины, например, преобладают в таких отраслях, как связь (67,7%), проектные организации (61,7%), торговля (75,3%), сфера общественного питания (75,6%), операции с недвижимостью (61,5%), общая коммерческая деятельность (79,9%), здравоохранение (85,6%), образование (82,3%), культура (75,7%), наука (58%), общественные объединения (56,5%), но при этом оплата их труда остается ниже, чем у мужчин.
Превышение наблюдается только в двух отраслях: розничная торговля (на 10%) и управление (на 14%). Мужчины доминируют в сферах государственного управления, экономической, финансовой, научной элите общества. Несмотря на то, что уровень образования среди занятых мужчин несколько ниже, чем среди занятых женщин, они сосредоточены в отраслях с традиционно высокой оплатой труда: в тяжелой промышленности, добыче полезных ископаемых, на строительно-монтажных работах, на транспорте.
Существуют два устоявшихся мнения относительно гендерных предпочтений работодателей:
- Женская рабочая сила является менее «выгодной» и более затратной;
- Существуют «женские» и «мужские» профессии.
По результатам социологического исследования «Компенсационный пакет и мотивация», проведенного в 2005 году ЦМиСИ КД «СуперДжоб», планка требований к набору льгот в структуре компенсационного пакета у женщин выше, чем у мужчин.
71% женщин и только 67% мужчин рассматривают предоставление работодателем компенсационного пакета (ДМС, оплата обедов, мобильного телефона и т.д) как преимущество при принятии решения о смене места работы.
Следовательно, мужчина обойдется работодателю дешевле, чем женщина, которой в большей степени присуще стремление к надежности, защищенности.
Данные исследования рынка труда, проведенного нашим агентством, показывают, что при найме на работу пол кандидата не имеет значения для:
- 8,1% директоров — при найме на высшие руководящие должности;
- 7,2% — при найме на средние руководящие должности;
- 7,2% — при найме специалистов, ИТР;
- 9,4% — при найме квалифицированных работников;
- 3,3% — при найме служащих.
Это в очередной раз показывает, что проблема гендерных различий обусловлена не только социальными факторами, но и психологическими.
Следует подчеркнуть, что проблема неравенства в оплате труда мужчин и женщин актуальна во всем мире. Независимо от состояния экономики и развития общественных отношений, практически везде доходы женщин меньше доходов мужчин. Средний мировой показатель отношения оплаты труда женщин к заработной плате у мужчин составляет 65%.
В соответствии со статистикой ООН минимальное соотношение доходов по полу (1:3) наблюдается в развивающихся странах: Египет, Пакистан, Мексика, Чили. Менее половины от уровня доходов мужчин получают женщины в странах с развитой экономикой, таких как Япония, Бельгия, Италия, Испания. На постсоветском пространстве соотношение лучше: Эстония, Словакия, Молдавия, Литва, Польша, Словения — 62-67%, что сопоставимо с ситуацией в России. Из общего ряда выделяются Финляндия, Дания, Швеция — здесь доходы женщин достигают более 70% от доходов мужчин. Например, в Швеции заработная плата женщин составляет в среднем 80% от зарплаты мужчин.
Но если говорить о России, то в сфере занятости существующее гендерное неравенство связано с трудовым законодательством (например, с ограничениями занятости женщин во вредных условиях труда), дискриминационными практиками и стереотипами, принятыми в обществе. В силу последнего фактора в России трудовая карьера женщин чаще прерывается неоплачиваемыми/нестраховыми периодами (отпуск по уходу за малолетним ребенком, временная нетрудоспособность по уходу за больными и др.). На крупных промышленных предприятиях женщины чаще всего занимают места низового инженерно-управленческого персонала. Нередко женщины и мужчины начинают с одинакового образовательного уровня, но в дальнейшем женщины отстают по квалификации на два-три разряда, что связано с периодом рождения и воспитания детей. А результатом всего этого становится различная оплата труда.
Среди причин ограничения женских амбиций в деловой карьере можно выделить позднее решение строить карьеру (приблизительно после 10 лет работы у каждой женщины происходит переосмысление своих профессиональных целей, вынужденная пауза в работе, вызванная рождением ребенка и необходимостью ухода за ним), опору на собственные силы, постоянное доказывание себе и окружающим, что она занимается «своим» делом, возможное занижение статуса мужа из-за успешного продвижения женщины по карьерной лестнице.
Также гендерные различия сферы занятости в России неотделимы от вопроса национального менталитета. В России неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах обусловлены традиционными представлениями об их предназначении. Исторически сложилось, что женщины должны были вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как «кормильцем» был мужчина.
По данным социологических исследований, на выполнение работы по дому мужчина тратит в рабочий день 1,4 часа, женщина — в два раза больше. В выходные дни «семейная нагрузка» мужчины составляет 3,4 часа против 5,8 часов у женщин. Время на отдых у мужчин составляет 12,3 часа в рабочие дни и 18,3 — в выходные дни, а у женщин лишь 11,6 часа и 17,1 часа соответственно. По данным Ромир Мониторинг, 59,6% респондентов-мужчин все еще считают ведение домашнего хозяйства женским делом.
Российская массовая культура до сих пор насаждает стереотипные образы «творческого, успешного, делового, нацеленного на карьеру» мужчины и «зависимой, домашней, озабоченной своей внешностью, стремящейся к домашнему уюту» женщины. Стереотипная точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье — приносить большую зарплату — отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как мужчина должен большую часть времени посвящать работе, чтобы соответствовать этим ожиданиям. По этой же причине он не может взять отпуск по уходу за ребенком.
Сейчас ситуация несколько изменилась и Министерство труда России серьезно задумалось о женском равноправии, разработав Гендерную стратегию РФ . В документе говорится о выравнивании оплаты труда в «мужских» и «женских» отраслях, «развитии женского малого предпринимательства» и создании условий для трудовой деятельности «лицам с семейными обязанностями». Но существуют также и общесоциальные тенденции к сокращению гендерных различий в оплате труда.
Так, например, для работодателя сейчас все большее значение имеет профессионализм кандидата, все меньшую роль играет его пол. Это можно проследить по увеличению числа женщин, занятых в традиционно «мужских» отраслях — металлургии, автомобильной промышленности, политике. Конечно же, при этом лучше всего оплачивается труд женщин в сфере финансов (финансовые директора, банковские работники, главные бухгалтера). Так же достаточно высокий оклад у женщин, работающих в юридических отделах и HR-службах, самые низкие оклады — в сфере образования и медицине.
Ситуация в регионах несколько отличается от столичной. Там женщины заняты в основном на низких должностях и в таких отраслях, как медицина, образование, сельское хозяйство и легкая промышленность. К тому же до сих пор достаточно большая часть женщин работоспособного возраста предпочитает заниматься домашним хозяйством.
Результаты социологического исследования, проведенного учеными Ивановского Государственного Университета и Ивановской Государственной Текстильной Академии, показали, что наиболее значимый мотивационный фактор в регионах для мужчин — повышение заработной платы (45,4% респондентов, из них 36,1% мужчин и 18,5% женщин); для женщин — гибкий график работы (50,6% респондентов, из них 12,7% мужчин и 63,2% женщин) и дни отгула (57,2% респондентов, из них 18,1% мужчин и 60,7% женщин).
Но, тем не менее, шаг к преодолению гендерных различий уже сделан — с каждым годом для женщин открываются все большие карьерные горизонты и все большие возможности для профессиональной самореализации.
По прогнозам нашего агентства, в скором времени гендерное различие в оплате труда будет постепенно сокращаться, так как специалисты-женщины становятся все более востребованными.
Прогноз соотношения между заработными платами женщин и мужчин
2008 — 0,7
2010 — 0,73
2012 — 0,76
2014 — 0,79
2016 — 0,82
2020 — 0,88
2030 — 0,95
2050 — 0,95
Определенно следует ожидать взлета «женских карьер». Уже сейчас женщины приобретают все больший вес и занимают топ-позиции в крупных компаниях.
Автор: