19.03.2010
С тех пор как полтора века назад Артур Шопенгауэр писал, что «женщины существуют единственно только для распространения рода, и этим исчерпывается их назначение», жизнь изменилось самым кардинальным образом. В современном мире женщина берет на себя ответственность не только за домашнее хозяйство и воспитание детей, но и за обеспечение семьи, за реализацию собственных идей и амбиций.
Конечно, и сегодня встречаются дамы, которые комфортнее чувствуют себя, оставаясь дома, «за мужем», но они стали скорее исключением, чем правилом. Разумеется, есть женщины, вынужденные работать только ради материальной составляющей, но не находящие в этом занятии никакого удовольствия. Сегодня речь пойдет ни о тех, ни о других. Я хочу поговорить о женщинах, для которых работа является если и не смыслом жизни, то насущной внутренней потребностью и возможностью самореализации.
Еще недавно понятия «женская работа» и «мужская работа» имели вполне осязаемый смысл – во многие профессии женщин попросту не допускали. Теперь мы сами вольны выбирать свой путь. Хотите стать пилотом? Ради бога. Космонавтом? Женский пол не помеха. Захотели пойти в солдаты? Как вам угодно.
Есть, например, страны, в которых служба в армии является настолько же обязательной для девушек, как и для юношей. Однако большинство женщин совершенно справедливо следуют своей природе и выбирают профессии, соответствующие особенностям их характеров и организмов. Тем более, что высокие технологии, заменившие тяжелый физический труд интеллектуальным, предоставили нам широчайший спектр возможностей.
Специалисты в области финансов, коммерции, административные, офисные и кадровые сотрудники, ежедневно решающие важнейшие задачи, поставленные перед предприятием – в основной своей части женщины. И в этих областях слабый пол ни в чем не отстает от мужчин, а где-то и превосходит их в силу свойственных женщинам качеств: усидчивости, внимания к деталям, внутренней дисциплине. Традиционно женскими областями остаются образование и медицина. Хотелось бы только поднять эти важнейшие сферы социальной жизни в России на должный уровень.
Одним словом, девушкам, начинающим свою трудовую деятельность, есть из чего выбрать. Фактически определение будущей профессии сегодня не ограничено ничем, кроме собственных талантов, интересов и возможностей. Конечно, сталкиваясь с вопросом поиска работы, необходимо помнить, что претендовать можно только на те вакансии, которые соответствуют полученному образованию. А если привлекающая вас профессия идет с образованием вразрез, то начинать можно лишь с самых элементарных позиций. Но в целом успех будет зависеть от личных качеств и способностей претендентки.
К вопросу о дискриминации
Можно как угодно относиться к событиям 1917 года, но фактом остается одно – революция, помимо прочего, дала женщине возможность выйти из юридической зависимости и стать де-юре свободной гражданкой. Равноправие мужчин и женщин было впервые в России зафиксировано в конституции 1918 года: «женщина имеет равные права с мужчиной». Однако до действительной реализации данного принципа должно было пройти еще немало времени.
Конституция РФ 1993 года уже четко отсекает дискриминацию, говоря о «равенстве прав и равенстве возможностей», а государство выступает гарантом этого принципа. Современное законодательство России, следуя за нормами Конституции, дискриминацию запрещает.
Соответственно, никаких оснований отказать вам в работе или занизить зарплату только по той причине, что вы – женщина, у работодателя нет. Либо существуют другие причины, по которым вы не подходите для заявленной позиции, либо вас обязаны принять с заявленной мотивацией. Конечно, кадровые службы любого предприятия на сегодняшний день прекрасно осведомлены о нормах законодательства и понимают, что половой признак не может быть определителем при выборе кандидата. Но если по чьей-то оплошности вам открыто заявляют о том, что вы – женщины и потому не подходите для указанной позиции или будете получать меньше, у вас появляется веское основание для обращения в суд. В том числе и в Европейский суд по правам человека. Главное – запастись необходимыми доказательствами того, что стало истинной причиной отказа.
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда при равных возможностях работодатель отдает предпочтение молодому специалисту, а не специалистке - как при приеме на работу, так и при решении вопроса о карьерном росте. Объяснять свой выбор он может, каким угодно образом – опять же с законодательством он знаком – но суть заключается в следующем: работодатель опасается, что женщина создаст семью, родит детей и на ее трудовой активности можно будет поставить крест. К сожалению, что бы мы ни говорили сегодня о социальной защищенности женщин с детьми, фактически каждой из нас приходится решать этот сложный вопрос самой. Единственное реально существующее преимущество – это то, что беременную женщину практически невозможно уволить, если она грамотна в части собственных прав.
Решив начать трудовую карьеру, все-таки продумайте заранее, каким образом вы будете обсуждать с работодателем этот щекотливый вопрос. Ведь руководителя тоже можно понять: если он примет решение вкладывать силы и средства предприятия в ваше обучение, адаптацию, он хочет получить результат. Как правило, сотрудник начинает приносить ощутимую пользу компании только спустя шесть месяцев работы – до этого времени он является скорее затратным элементом и в части материальных средств, и в части рабочего времени руководителя и коллег.
А если вы, проработав полгода, засобираетесь на три года в декрет, то обучение и затраченные усилия пройдут даром. Я не говорю о том, что подобный сценарий в принципе невозможен: такая схема работает, и еще как! Но если ваша задача – не просто «пересидеть» на работе определенный период своей жизни, а добиться поставленных целей и сделать карьеру, придется серьезно задуматься над планированием личной жизни.Ведь принцип «равных прав и равных возможностей» с мужчинами предполагает и то, что вы будете работать с полной отдачей и нацеленностью на результат. В таком случае никому и в голову не придет искусственно ограничивать ваше движение вверх по карьерной лестнице.
Одним словом, на собеседовании, связанном с приемом на работу или предложением занять более высокую позицию, не забудьте озвучить свои планы в части рождения и воспитания детей. Тем более что работодатель или потенциальный начальник, скорее всего сам задаст этот вопрос. Успешные в карьерном отношении женщины прекрасно понимают, что им потребуется помощь в решении семейных вопросов. Необходимо заранее подумать, кто возьмет на себя часть забот о малыше и о доме: ваша мама, свекровь, няня или супруг, и сказать об этом работодателю.
Конечно, есть женщины, которые ни за что на свете не согласятся доверить воспитание своего ребенка кому-то другому, но в этом случае карьеру придется временно приостановить. Как бы мы ни хотели сочетать и то, и другое, посвятить себя одновременно и малышу, и ответственной работе на все сто процентов физически невозможно. Здесь важно знать собственный характер и уметь правильно определить приоритеты.
Именно в материнской природе и потребности посвящать детям громадную часть своей жизни, внимания и любви кроется причина того, что женщины не занимают ведущие государственные и бизнес позиции наравне с мужчинами – то есть в пропорции «пятьдесят на пятьдесят». Фактически же вопрос, связанный с сочетанием работы и воспитанием ребенка, для женщины самый сложный и чуть ли не единственный, отличающий ее позицию от мужской. Но отчаиваться не стоит – миллионы женщин во всем мире прекрасно справляются с решением этой задачи: нужно только заранее выстроить определенную систему, а не пускать дело на самотек, понадеявшись на русский «авось».
К вопросу о мужском шовинизме
Можно говорить о Конституции, рассуждать о законодательстве, но до сих пор в нашем обществе существует такое явление, как «мужской шовинизм». В целом, конечно, ничего удивительного в этом нет: общество, которое в течение многих веков оставалось патриархальным, перестраивается на новый лад тяжело. Поэтому в той ситуации, когда вы сталкиваетесь на работе с пустыми рассуждениями о «долге женщины и о том, чего женщине нельзя», просто старайтесь не обращать на это внимания. Пусть перевоспитанием таких представителей сильного пола и исправлением ошибок незадачливых матерей займутся их жены. Другое дело, когда мужчина начинает уверенно «спихивать» на вас работу, которую считает «женской» и потому не желает выполнять сам. Или намеренно отдаляет вас от ключевых вопросов, которые вопреки равнозначности должностных инструкций определяет как «мужские». Подобные явления необходимо пресекать на корню. Не идите на поводу у мужчины-коллеги, возомнившего себя «сверхчеловеком» по завету Фридриха Ницше и считающего женский род воплощением всего слабого и негодного. Времена изменились с тех пор, когда можно было на весь свет провозгласить, что «мужчина должен воспитываться для войны, а женщина – для отдохновения воина».
Если собственных усилий не достаточно для того, чтобы пресечь необоснованное главенство на работе, обратитесь за помощью к руководителю или в отдел корпоративной культуры. Одним словом – отстаивайте свои права, руководствуясь соответствующими документами. Не получится решить вопрос, «не вынося сора из избы», отправляйтесь с заявлением в Комитет по труду и социальной защите населения или другие правозащитные органы.
К вопросу о карьере
Женщина, нацеленная на успешное развитие в компании, должна обладать объективной самооценкой и стремиться к развитию как профессиональных, так и личностных качеств. Оставим все рассуждения о равенстве, о дискриминации и поговорим о том, что женщина по природе своей и по характеру отличается от мужчины. И лучше иметь четкое представление об этих отличиях, чтобы в нужный момент нивелировать их или, наоборот, умело ими пользоваться.
Первая и главная женская особенность – эмоциональность. В обществе до сих пор бытует мнение о том, что женщине свойственны более частые перепады настроения. Они могут быть связаны с субъективными (физическое недомогание, проблемы в семье, внутренний конфликт) или объективными (указание свыше, проступок коллеги, упущенная возможность) причинами. Тем, кто нацелен на карьерный рост, следует научиться скрывать свое неудовольствие в коллективе и общаться в рамках делового этикета, руководствуясь пособиями по психологии бизнеса. Если дама не в состоянии направить свои эмоции в «правильное русло», они не только навредят работе компании, но и создадут нездоровую атмосферу в коллективе.
Однако у взвешенного восприятия ситуации двояко – не только с помощью разума, но и с помощью чувств – есть и свое преимущество. Если не забывать о правилах делового этикета, уметь вставать на позиции другого человека – коллеги, руководителя или клиента – взвешенная эмоция становится подспорьем в принятии грамотного решения. Эмоциям, которые зачастую формируют правильные предчувствия, необходимо верить, но, ни в коем случае, не становиться их заложницей.
Плюс женщины состоит и в самом умении пользоваться эмоциональным арсеналом для создания у коллег и сотрудников дополнительной моральной мотивации. Восторженно похвалить, показать человеку его ценность на работе, выразить приказ как просьбу женщина умеет лучше, чем мужчина.
Мужчины-руководители не слишком часто придают значение подобным вещам просто потому, что реже о них задумываются. Их управление лежит в области рационального, что, откровенно говоря, не всегда обосновано. Мы работаем с людьми – партнерами, сотрудниками, клиентами – и способность улавливать эмоциональное состояние собеседника, а зачастую и управлять им играет в бизнесе решающую роль. Женщина это умеет, а значит, получает определенное преимущество.
Второй женской особенностью можно назвать внимание к деталям, тогда как мужчин интересуют, прежде всего, глобальные задачи и связанная с ними стратегия. И эту особенность женщина на работе может превратить как в минус, так и в плюс. Если интерес к деталям оборачивается мелочностью, работа теряет динамичность. Важно не отклоняться от намеченной цели.
В работе любой компании существуют процедуры, в которых все детали неизменно должны быть учтены. И здесь уже женщина получает известную фору: обладая детальной информацией, природной кропотливостью, она способна принять более взвешенное решение. Женщины, в отличие от мужчин, не склонны к риску и хотят иметь максимум доказательств в пользу того или иного шага. Именно поэтому женщина-руководитель способна обеспечить компании устойчивый стабильный доход, но вряд ли сможет провернуть «сделку века». Для этого дамам, в отличие от мужчин, не хватает решимости.
Еще одна яркая особенность женщины, отличающая ее от коллег-мужчин – это заметная осторожность в расходовании средств предприятия. Выражаясь простым языком – элементарная жадность. И не потому, что действительно «жалко денег», а потому, что постоянно присутствует страх потратить слишком много и вследствие этого – потерять.
Я не говорю о том, что из этого правила нет исключений. Они есть. Но, как показывает бизнес-практика, легче идут на финансирование новых проектов, на увеличение мотивации персонала, на развитие, на закупку нового оборудования и прочие расходы начальники-мужчины. Начальники-женщины, как правило, требуют более весомых обоснований, более значительных доказательств и большего времени для принятия решений. И в ряде случаев это, вне всякого сомнения, оправдано.
Одним словом, можно с убежденностью сказать, что оптимальный менеджмент в компании достигается путем «смешения» женского и мужского стилей руководства. Поэтому в современном обществе женщины достаточно успешно выстраивают карьеры – существенных препятствий к этому нет. Ведь любое предприятие настроено на получение прибыли, а не отстаивание принципов устаревшей патриархальной системы.
Главное для женщины, желающей сделать карьеру – это быть профессионалом своего дела, любить работу и уметь взаимодействовать с коллегами ради достижения общей цели.
Диана МАШКОВА, медиахолдинг "Пронто-Москва"