В ближайшие десять лет на мировую экономику обрушится самое прекрасное цунами, какое только можно представить. По прогнозам экспертов, к 2020 году около одного миллиарда женщин-потребителей, сотрудников и предпринимателей кардинально изменит деловой климат. Волна придет из самых разных стран – Канады, Польши и даже республики Гана. Только вот про Россию в прогнозах ни слова. Чем наши женщины хуже?
... Внимание E-xecutive привлек материал The Third Billion из известного делового издания Strategy+Business. Авторы материала: ДиЭнн Эквайр, старший партнер компании Booz & Company из Сан-Франциско, и Карим Саббаг, партнер компании Booz & Company из Дубаи обращают внимание читателей на обширную категорию женщин, которая выпала из поля зрения мировой общественности при том, что обладает огромным потенциалом и возможностями для влияния как на состояние экономики отдельных регионов и стран, так и мировую бизнес-среду. Удивительно, как эти женщины вообще смогли попасть в категорию экономических «невидимок», ведь численность этой группы – более одного миллиарда человек. Что они готовят миру?
Обо всем по порядку.
Как отмечает издание, эта огромная и быстрорастущая категория производителей, потребителей, сотрудников и предпринимателей займет свое место в экономике уже в течение следующего десятилетия. Влияние этих женщин будет столь же значительным, как влияние Китая или Индии с их больше чем полумиллиардным населением. Однако женщины, оказавшие в центре внимания авторов статьи, страдают от недостатка внимания, которого более чем достойны. Авторы статьи называют эту силу «третьим миллиардом» и вот почему.
Китай и Индия «поставляют» на мировой рынок труда по миллиарду новых работников. «Третий миллиард» - это женщины, как из развивающихся, так и из развитых стран. Женщины, которые раньше недооценивали, сдерживали и отстраняли. Эти женщины, до сих пор довольствовавшиеся жизнью на уровне прожиточного минимума, в настоящее время делают свои первые шаги в мировую экономику. К 2020 году в нее вольется около 870 миллионов дам, при этом в течение следующих десяти лет их число перевалит за отметку один миллиард. Их участие будет ощущаться весьма существенно, тем более что эти женщины уже давно представлены в сельском хозяйстве и других областях экономики, основывающихся на использовании природных ресурсов. По мере того, как эти женщины обратятся в более интеллектуальные сферы экономики – медицину, образование, информационные технологии, это ускорит интеграцию регионов, в которых они проживают, в мировой бизнес.
На настоящий же момент потенциал женщин как игроков мировой экономики не реализован. Причины этого становятся понятны после изучения исследования Booz & Company. Компания провела анализ данных Международной организации труда при ООН, которая, в свою очередь, отслеживает мировую статистику рабочей силы.
Так, в мировом масштабе многие женщины входят в категорию «не имеющие специальной подготовки и квалификации» (без достаточного образования, которое, как правило, ограничивается средней школой); другая категория представительниц прекрасного пола «не имеет возможности или прав» (подразумевается отсутствие поддержки со стороны семьи или общества); при этом подавляющее большинство «теневых» женщин «сочетают» эти причины. Особенности этих двух основных препятствий варьируются в зависимости от местных, социальных, культурных и экономических условий. Однако по мере того, как эти ограничения со временем будут постепенно смягчаться, - в том числе за счет расширения возможностей получения образования, изменений в местных законах и культурных нормах, вследствие инвестиций в инфраструктуру, - это будет способствовать ускоренному продвижению «третьего миллиарда» женщин в мировой средний класс.
Давая прогноз на ближайшие десять лет, авторы статьи оценили количество «не имеющих специальной подготовки и квалификации» и «не имеющих прав и возможностей» женщин в возрасте от 20 до 65 лет в 2020 году. Большинство таких женщин – 822 млн – живут в развивающихся странах. Около 47 млн – в Северной Америке, Западной Европе и Японии. Кто-то может возразить, что женщин Китая и Индии не следует включать в список, поскольку они являются частью первых двух миллиардов, о которых говорилось выше. Однако если их опустить, то количество женщин, которые соответствуют критериям «третьего миллиарда», к 2020 году будет достигать 525 млн. В любом случае, в ближайшее время более миллиарда женщин собирается более активно участвовать в экономической жизни мира. Это представляет значительную рабочую силу в таких регионах как Латинская Америка, Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний восток, Центральная и Восточная Европа, а также Африка.
Последнее десятилетие показало, какой значительный эффект может иметь интеграция широких слоев населения в мировую экономику (как это происходит в Китае и Индии). Новые потребители и сотрудники таким образом выполняют роль экономического мультипликатора, создавая огромные рынки и увеличивая размер и качество кадрового потенциала. В период процветания они являются двигателями экономического роста. В периоды спада за счет активности помогают смягчить его последствия. Например, рост развивающихся потребительских рынков Китая и Индии помог стабилизировать глобальную систему во время экономического спада 2008-2009 годов.
Мультипликационный эффект от этой группы женщин еще не оценен до конца, а он может превысить эффект от демографического взрыва. Оценить его в полной мере пока сложно по трем причинам.
Во-первых, женщины «третьего миллиарда» сосредоточены не в одной стране, а рассеяны по всему миру. Поэтому их влияние будет распространяться широко. Во-вторых, когда женщины становятся более активны в экономическом плане, они рожают меньше детей. Когда рождаемость идет вниз, социальные приоритеты меняются, и для многих женщин становится намного проще вести независимый образ жизни. В-третьих, эти женщины смогут инвестировать большую часть семейного дохода в воспитание и образование детей, нежели мужчины. По мере того, как эти дети растут, их экономический вклад также будет усиливаться.
В полной мере потенциал «третьего миллиарда» не реализован во многих районах, где производительность труда по-прежнему остается низкой. Эти регионы способны извлечь выгоду за счет согласованного подхода, позволяющего женщинам преодолеть их проблемы с образованием и прочие преграды.
Такой подход должен начинаться с оценки конкретных трудностей, с которыми сталкиваются участники «третьего миллиарда» в данном регионе. Это может быть несоответствующая инфраструктура (нехватка дорог, школ и средств телекоммуникационной связи); правовые и социальные запреты, которые препятствуют участию женщин в экономической жизни; правительственные барьеры для малого бизнеса; устаревшие взгляды на риск и кредитование; другие социальные, культурные, правовые и финансовые нормы и практики, которые мешают женщинам получать образование, искать работу, распоряжаться своим заработком и свободно управлять своей жизнью. Некоторые из этих проблем могут быть преодолены за счет более эффективного планирования на местном уровне, другие – за счет вмешательств со стороны национальных государств. В любом случае эти действия должны ставить своей целью использование возможностей женщин в региональной экономике для развития более комплексной и продуктивной производственной базы. Внедрение такого рода стратегии может быть весьма значительным для таких стран как Египет, Малайзия, Гана, Канада, Италия и Польша.
Этим должны заниматься не только правительства. Мировые корпорации и неправительственные организации должны оценить свои возможности для того, чтоб включить отсталых женщин в мировую экономику и сделать из них полноценных потребителей, сотрудников и граждан. Так, компании Goldman Sachs и Google строят планы по поиску и подбору талантливых кадров среди потенциала «третьего миллиарда».
Продуктивность и творческий потенциал этой группы может предоставить миру беспрецедентные ресурсы для обеспечения экономического роста и улучшения качества жизни в течение следующего десятилетия. К счастью, необходимые изменения, в том числе, правовые и социальные, во многих регионах уже начались. Лидеры ведущих компаний и стран должны признать ценности этой невостребованной женской части населения и потенциальный вклад, который они, несомненно, могут привнести.
По просьбе E-xecutive прогнозы авторов статьи прокомментировала генеральный директор Центра Коучинга SMG, участница Сообщества Елена Агафонова.
По словам эксперта, удивителен тот факт, что в этой статье о России не упоминается вообще.
«Всех упомянули: Китай, Индию и даже Польшу. Неужели так сильны последствия «железного занавеса»? Или мы и вправду не интересны миру? Скорее всего, все проще: в России сложно получить какие-нибудь достоверные данные. Вот и не связываются.
В западной прессе, новейшей бизнес-литературе все чаще звучат призывы обратить внимание на особые качества женщин, проявляемые ими и в роли руководителей, и в роли клиентов. В первом случае речь идет о природной гибкости мышления, способности мягко координировать деятельность подчиненных, поддерживать и развивать таланты, тонко подстраивать стиль общения, мирно разрешать конфликты и споры. При разработке и продвижении товаров и услуг Том Питерс выделяет женщин не в качестве сегмента рынка, а в качестве самостоятельного «нового» рынка. Женщинам свойственен более тонкий тип восприятия, они эмоциональнее совершают покупки, и вообще больше тратят! Но не просто больше, а соблюдая определенные правила: они думают не только о себе и не только о настоящем», - отмечает Елена Агафонова.
По ее мнению, у женщин в бизнесе есть отличительное свойство – думать о будущем и делать все от них зависящее, чтобы это будущее состоялось, и стало лучше. «Бизнес для многих женщин – это их детище, их цветок, который они холят и лелеют, вкладывают в него всю душу. Если женщины что-то создают, это хорошо продумано, даже выстрадано, этому посвящается жизнь, и это надолго. Неслучайно авторы статьи отмечают, что инвестиции в предприятия, которыми руководят женщины в развивающихся странах, дают более устойчивые долгосрочные дивиденды для экономики в целом, чем инвестиции в предприятия под руководством мужчин», - отмечает эксперт.
«Когда читаешь, что Goldman Sachs и Google задумываются о наборе персонала на 20 лет вперед, невольно думаешь, почему же в нашей стране такие планы даже не обсуждаются? Может быть, мы устали от псевдопланирования советских времен, или российский фатализм и вера в загадочный для иностранцев «авось» так проявляются? Скорее всего, наш менталитет не позволяет нам строить слишком долгосрочные прогнозы в силу постоянных революций, войн, а также выработавшейся за последние 100 лет привычки к нестабильности. Глобальные корпорации думают наперед и рассчитывают демографические уравнения, вычисляют будущую активность женщин так называемого третьего мира, которые преодолеют свою профессиональную и социальную «неготовность» в ближайшее десятилетие и изменят мир. А нам надеяться нужно именно на себя. И не только надеяться, но и верить в себя, и меняться самим, создавая свое будущее», - заключила Елена Агафонова.
Ольга Бедарева