Как и было предсказано,
Не паникуйте и будьте реалистом
Вероятно, есть люди, которые воспримут новость о сокращении с радостью и облегчением. Но если вы к ним не относитесь, и увольнение для вас стресс, не бросайтесь сразу на поиск работы, возьмите небольшой тайм-аут. «С бедой нужно переночевать» - гласит народная мудрость, а вот американские психологи советуют отвести себе на переживания как минимум три дня. За это время вы справитесь с эмоциями, а когда схлынет тревога и вы успокоитесь - подумайте, что делать дальше.
«Каждый человек воспринимает потерю работы по-своему, и единого совета тут дать невозможно. Единственно, что можно сказать, не нужно отчаиваться, запираться дома и жалеть себя. Используйте это время для реализации тех планов, на которые у вас раньше не хватало времени: займитесь собой, встречайтесь с друзьями, навестите родных. Смотрите на эту ситуацию, как на определенный этап в жизни, - говорит Анна Карташова,руководитель Психологического центра на Волхонке, - а при поиске работы будьте реалистом. Если раньше стоящие специалисты были уверены, что их везде ждут с распростертыми объятьями, то теперь ситуация изменилась. Нужно, с одной стороны, знать себе цену, а с другой отслеживать ситуацию на рынке и соответственно корректировать свои амбиции».
Ищите возможности
Нейл МакНалти, консультант рекрутинговой компании McNulty Management Group утверждает: «Игра изменилась, но правила остались старые: сегодня соискатель должен искать не вакансии, а возможности. Возможности, которые рождаются из кризиса и хаоса и существуют даже в самой плохой экономической ситуации».
У нас же пока ситуация далека от безнадежной. По мнению Ларисы Лутовиной, управляющего директора Private Consulting Group, компании сейчас разделились на два больших лагеря: одни сокращают работников, а другие скупают замечательных специалистов по дешевке и считают, что им повезло. «Кризис - это возможность получить новый опыт, расширить горизонты», - говорит Лариса и приводит в пример одну из своих клиенток, опытного PR-специалиста, которая потеряла работу из-за кризиса, но уже через три недели нашла новую, сменив отрасль и практически не потеряв в зарплате. Причем в выигрыше оказались обе стороны: компания приобрела специалиста высокого класса, на которого не могла рассчитывать до кризиса, а человек не только быстро нашел работу, но и получил возможность приобрести новый опыт .
Александра Крюкова, руководитель группы по подбору административного персонала кадровой компании AVANTA Personnel, советует тем, кто потерял работу из-за кризиса, особенно узкоспециализированным специалистам, «во-первых, оценить свой опыт и постараться понять, в каких еще сферах можно найти применение опыту и знаниям. Во-вторых, рассматривать весь спектр предложений, не отказываться от собеседований в не очень известных компаниях. Тщательно собирать информацию обо всех работодателях, особенно о том, насколько это потенциально стабильные компании. И третье - умерить свои ожидания по заработной плате».
Используйте все ресурсы
В целом же процесс поиска работы в кризисные времена остается все тем же: «отполировать» резюме, отточить навыки собеседования и активизировать все связи. Последнее особенно важно. Не полагайтесь на интернет и рекрутеров. В компаниях всегда есть позиции, которые не выставляются. «Подходящую работу чаще всего можно найти, используя свои связи и сарафанное радио», - отмечает Джо Тернер, рекрутер с 15-летним стажем.
А причина увольнения пусть вас не смущает, ведь ваши навыки и профессионализм остались при вас. «Если вас сократили из-за кризиса, то стыдиться и скрывать тут нечего, - говорит Лариса Лутовина. - Сократили ведь не вас, как специалиста, а вашу должность, и не только вашу. Единственное, о чем я бы не советовала говорить на собеседовании, - это о некорректном поведении бывшего работодателя при проведении сокращения, а такое случается довольно часто. Лучше избегать негатива». Если же вы хотите подстраховаться, то последуйте совету Александры Крюковой и запаситесь рекомендациями от бывших работодателей и партнеров. «Если же сокращение вам только предстоит, - говорит Александра, то нужно обязательно «
При подготовке статьи использованы материалы: