Руководители компаний при наборе персонала стали особенно подозрительно относиться к тем, кто сидел без работы из-за кризиса. «Труд» узнал, как трудоустроиться в этих условиях.
Рынок труда практически восстановился после кризиса. «Если смотреть сугубо на цифры спроса/предложения, то рынок труда-2010 как минимум вышел на уровень 2007 года», — считает Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower.
Однако психологически рынок труда изменился. «Многие компании вынесли урок из кризиса и теперь хорошо понимают, что тратить деньги впустую становится непозволительнойроскошью», — комментирует Лора Буромская, директор по рекрутменту в Москве холдинга АНКОР. В 2010 году большинство работодателей, разморозив программы по подбору персонала, стали проводить различные тестирования для оценки профессиональной квалификации и компетенций.
Наибольшее значение уделяют поведению работника в тяжелые для рынка труда годы. «Всех интересует, кто как „провел лето“: кто-то год отдыхал в Гоа, разучившись думать, кто-то бегал с места на место за лучшей долей, а кто-то получил практические навыки работы в сложных условиях», — делится впечатлениями Дмитрий Володин, генеральный директор кадрового агентства Hi-Tech Group.
Как выжить сокращенным
В наиболее выгодной ситуации оказались работники, отсидевшие в кризис на одном рабочем месте. На втором месте — увольнявшиеся по собственному желанию. Работники отделов кадров настороженно относятся к кандидатам, в чьих трудовых книжках есть отметка «уволен по сокращению штата». На рынке существует стереотип, что если человека сокращали, значит, он неэффективный работник.
Сложилась парадоксальная ситуация. В особо тяжелое для российской экономики время компании часто вынуждали работников писать заявление по собственному желанию. Так они экономили на компенсациях, положенных увольняемым по сокращению штата. Теперь сотрудники, с которыми компании расставались незаконно, оказались в более выгодных условиях.
Но совсем отчаиваться не стоит. Сейчас работодатели присматриваются к кандидатам внимательнее, чем три года назад. Одним заглядыванием в трудовую книжку дело не обходится — у работника есть шанс проявить себя.
«Для оценки кандидата получила распространение практика подачи различных заданий и кейсов, чаще стали требовать рекомендации», — говорит Дмитрий Стацкевич, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров».
Судьба компании, а не человека
Ни в коем случае не стоит пытаться соврать работодателю о своем опыте работы в кризис. Очень вероятно, что тайное станет явным.
По словам рекрутеров, одна крупная западная компания даже наняла специализированное агентство, которое при выборе сотрудника организовывает встречи как минимум с шестью знакомыми кандидата, чтобы составить о нем впечатление. Это недешевая услуга, но работодатель готов за это заплатить, чтобы получить сотрудника, в котором он будет уверен.
Строчка «уволен по соглашению сторон» может также вызвать у работодателя вопросы. Зачастую компании маскировали ею увольнение по сокращению штата, но без необходимости держать в штате сотрудника на протяжении двух месяцев. В этой ситуации лучше всего, как обычно, говорить правду. «Не стоит скрывать истинное положение дел — нужно рассказывать всю ситуацию начистоту, — советует Наталья Долженкова, управляющий директор кадрового агентства „Адэкко“. — Рекрутерам можно объяснить, что проблема была не в судьбе человека, а в судьбе компании».
Антон Зайниев