работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Предпосылки, которые могут запустить мотивацию персонала к e-learning

03 апреля 2011 г.

Автор: Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft


Установим рамки

В данных заметках речь пойдет о:

- взрослых обучаемых:

- корпоративно обучаемых;

- обучаемых с помощью электронных курсов как самостоятельных целостных и логически завершенных средств обучения в рамках возможностей e-learning 1.0

 

Немного андрагогики и мотивационной реальности


Взрослые обучаемые (их изучает наука адрагогика), в подавляющем большинстве предпочитают учиться в том случае, если:

1. курс обучения обещает им решить их реальные или кажущиеся реальными практические проблемы и мировоззренческие вопросы.

2. Делает это как можно скорее. 

3. Взрослые обучаемые думают, что сами знают, зачем они учатся, а также 

5. каким образом им комфортно учиться. 

6. Взрослая аудитория считает имеющим смысл осваивать те знания, которые она может применить.

Увы, далеко не всегда эти мысли типичного взрослого учащегося совпадают с желаниями и потребностями заказчиков дистанционных курсов. Да и не должны вовсе заказчики идти на поводу у людей, когда нужно целей бизнеса добиваться.

Возможно несколько раскладов ситуаций с мотивацией к электронному обучения в компаниях:

1. Мотивы обучаемых и заказчиков курсов в целом совпадают.

2. Мотивы обеих сторон в целом взаимно дополняют друг друга.

2. Мотивы не совпадают: разнонаправлены или параллельны.

3. Мотивы противоположны.

Как быть разработчикам в различных ситуациях мотивации? Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, а нужно ли диагностировать ситуацию (через изучение целевой аудитории) вообще? Хватит ли компании мужества по итогам такой диагностики получить ситуации 3 и 4? Особенно, когда курс делает внешний разработчик. Или, поставим проблему иначе: а заинтересован ли разработчик и даже сам заказчик ставить подобный диагноз, когда чисто статистически вероятность получить желаемые и нежелаемые результаты - 50:50? Параллельно специалисты в сфере корпоративного обучения буквально вопиют по поводу якобы отсутствия мотивации персонала к учению, назавершенных е-курсов и т.п.. «Якобы» потому, что не может не быть у здорового и взрослого человека потребности улучшить свою жизнь. Улучшить путем снятия текущих трудностей и проблем. Не может человек жить без мотивации, стремления К чему-то или От чего-то. И если для этого годится обучение, то недурак-взрослый им охотно воспользуется. Подумав над предыдущими соображениями, нетрудно догадаться, что персонал сопротивляется обучению, опасаясь усугубления или умножения этих самых трудностей и проблем.

А в какой из 4-х мотивационных ситуаций по отношению к заказчику находится сам разработчик, поставленный перед необходимостью выдать на-гора е-курс? Он ведь тоже взрослый и самостоятельный. Не иак ли?.

Мотивационный портрет конечных пользователей е-курсов

Обучаемые — это тоже не абстрактная единица. Каждый из них имеет своею мотивационную программу, по большей части врожденную и откорректированную (= деформированную) воспитанием и средой. Кто-то меланхоличен, а кто-то боевит. Одни мотивированы достижением успехов, другие — избеганием неудач. Кому-то безразлично, учиться или нет; есть и такие, кому денег не надо — учебу давай. Трудно сделать такой курс, чтоб потрафить каждому обучаемому. Не делать же для каждого из них отдельный продукт, в конце концов. Вот и делаем мы курс — один на многих. То есть ни для кого. Курс вообще. Мечтаем о мотивации этих разнообразных многих, придумываем хитрые приемы по образу и подобию своих представлений о подобии мотивации, скромно считая их верными и вполне универсальными. И обречены на результат: угодить пальцем в небо — тоже результат.

Никто, даже Макаренко вместе с Сократом силой не заставят меня с охотой есть манную кашу, бросить грызть ногти или возлюбить цели и миссию компании. Чтобы мотивировать учащихся к е-курсу, не нужно придумывать и навязывать им свои представления о мотивах. Куда разумнее воспользоваться имеющимися у них естественными желаниями уменьшить число трудностей и проблем, облегчить и усовершенствовать свое организационное бытие. Достаточно для этого разработать е-курс и организовать его изучение так, чтобы он, как минимум

1. либо не вступал в противоречие с мотивами обучаемых, был «параллелен» им;

2. либо не угрожал удовлетворению их желаний, в том числе не имеющих отношения к обучению в компании;

а еще лучше

3. на деле способствовал удовлетворению их желаний.

Даже если курс будет отвечать только 1-й или 2-й из перечисленных позиций, здоровые потребности сотрудника сумеют бесконфликтно приспособиться к необходимости обучаться на работе (при прочих благоприятных условиях).

Благоприятные условия, чтобы могло захотется учиться

Что делать, чтоб возникли предпосылки к тому, что работник мог захотеть учиться?

Во-первых, добросовестно и качественно сделать контент, комфортный для усвоения вне зависимости от отношения обучаемого к содержанию обучения. То есть комфортный с точки зрения закономерностей человеческого восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций и пр. Мотивация же учащегося к удобно, грамотно и эргономично составленному контенту сама уж отыщет как бесконфликтно приспособиться.

- Смотрим же мы время от времени малосодержательные фильмы или пустые да увлекательные книжки читаем. Ничего, что там вовсе не наши проблемы решаются. Нам-то нравится.

Во-вторых, создать комфортные условия, необходимые и достаточные (и чуть больше, чем достаточные), чтобы изучить курс. Где они, эти условия, в тотальном большинстве наших компаний?

В-третьих, правильно сформулировать цель курса, то есть прямо и недвусмысленно сказать обучаемому, чего от него, обученного, ждут, что он будет делать, что изменится в его познаниях и деятельности по сравнению с имеющимися. В противном случае он скорее всего попросту не поймет, зачем его хотят учить.

В-четвертых, ясно информировать обучаемого, что он приобретет в итоге обучения, в чем ценность этого приобретения лично для него и, возможно, для бизнеса.

В-пятых, гарантировать обучаемому, что он сможет реально, на деле использовать новые знания, а не будет морщить лоб и сдавать тесты ради изощренной склонности компании к обучению сотрудников.

В-шестых, гарантировать обучаемому, что применение изученного безопасно для него, как минимум, до тех пор, пока бизнес не создаст условий для коррекции этих ошибок или сможет прощать их до тех пор, пока он сам всему толком не научится.

В-седьмых, ненавязчиво дать понять обучаемому, чего он лишится или не приобретет, если не воспользуется возможностью нечто освоить с помощью е-курса.

 

Если компания, служба персонала и учебный центр обеспечат выполнение этих предпосылок-условий, пожалуй, лишь тогда можно будет думать в чистом виде о приемах и методах мотивации персонала к электронным курсам содердательностью самих этих курсов.

Разумеется, все эти 7 пунктов не обязательно вытаскивать наружу, в контент, в явном виде. Большинство из них (кроме 3-го) скорее всего должно быть понятно по умолчанию и вытекать из корпоративной культуры, конкретной ситуации в конкретной компании. В итоге, мотивация обучаемого, какой бы она ни оказалась, будет вписывать обучаемого в процесс освоения курса естественным и ненасильственным образом. Он будет знать правила игры курса с его потребностями и надеждами и сам определиться, как ему распорядится тем, что сулят во-вторых … в-седьмых.

В идеале, е-курс — это средство удовлетворения нужд и желаний обучаемого и бизнеса параллельно и одновременно. Воспользоваться ли этим средством и каким образом, когда правила игры заданы и их выполнение гарантировано курсом и заказавшим его бизнесом, — право самого обучаемого. Право, от которого нелепо отказываться, если оно обеспечено теми же бизнесом и курсом.


Владимир Наумов,

педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft


Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»