работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Андрагогика: наука обучения взрослых

03 апреля 2011 г.

Автор: Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.

Как известно, язык отражает способ мышления, он в свою очередь воплощается в наших действиях. Говоря и думая о взрослых учащихся, как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не со взрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление — теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

Особенности взрослых учащихся

К их числу относятся следующие:

  • потребность в обосновании (смысле);
  • потребность в самостоятельности;
  • жизненный опыт;
  • назревшая необходимость;
  • практическая направленность.

Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности.

Потребность в обосновании (смысле)

Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием.. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований.

Потребность в самостоятельности

Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность — основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основное направление, по которому реализуется эта потребность, — возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.

Пример: жизненный опыт

Тренер-консультант Елена Ларцева (Санкт-Петербург) говорит: «Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, — значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: «Нет, в общем-то, я согласен, но...». Например, в курсе по технике продаж при анализе ролевой игры группа нашла взаимодействие участницы с «клиентом» ошибочным: участники отметили, что продавец, не выслушав клиента, сразу стала предлагать полный перечень услуг. На это участница возразила: «Может, это и так, но у нас всегда очереди и нет возможности с каждым еще и разговаривать».

Жизненный опыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно превосходит опыт школьников или студентов. Особенно это относится к менеджерам, участвующим в программах корпоративного тренинга. Часто их опыт в каких-то отношениях превосходит опыт ведущего. При проведении обучения было бы неразумно не использовать это обстоятельство. Опыт участников в традиционном обучении используется как опора для изложения материала, фон для иллюстрации. В интерактивном тренинге он существенный источник материала обучения.

Назревшая необходимость — залог готовности к обучению

В привычной учебной ситуации «школьного» типа предъявление учебного материала уже само по себе предполагает желание его освоить. В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.

Практическая направленность: ориентация на реальные задачи в реальном контексте

 

В традиционном образовании и соответствующем привычном обучении учебный материал выстроен в соответствии с логической структурой научного знания. В бизнес-образовании материал курса сосредоточен вокруг типичных рабочих потребностей. Это соответствует одной из особенностей взрослых учащихся — вниманию к конкретным жизненным задачам. Но тут проявляется одно из отличий от привычного обучения. В привычном обучении материал организован теоретическим способом, в то время как потребности в новых знаниях и умениях носят не обобщенный (отвлеченный), а ситуативный характер. Иначе говоря, участник приходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем местеМ нужно осуществлять действия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р; вместо этого ему часто предлагают общую модель и общийподход П, который должен в идеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, что ни действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников.

Это расхождение заложено глубоко: учебные материалы организованы на теоретической основе, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний. И все же расхождение преодолимо. Путь преодоления — тематическая привязка теории к типичным ситуациям и потребностям организации, выстраивание другой логики — логики реальных действий. Источник такой логики — анализ реальных рабочих потребностей участников и организации в целом.

Учет особенностей взрослых

Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:

  • потребность в решении практических, производственных задач и
  • потребность в личностно-профессиональном развитии.

Пример: учет особенностей взрослых

В начале тренинга для тренеров-преподавателей менеджмента ведущий сказал: «Мы будем работать в нескольких областях. Одна — повышение вашего профессионального потенциала как преподавателей. Другая связана с тем, что многие выступают как методисты, и вам нужно расширить знания и умения методической работы. Третья связана с тем, что часть присутствующих — руководители, которые должны хорошо понимать, какой учебный процесс они организуют. Есть еще одна область, которую я обозначу как повышение вашей конкурентоспособности. Ведь не секрет, что все мы испытываем давление обстановки на рынке труда. Чтобы остаться на своем месте, нужно двигаться вперед...»

Перейдя к теме «Особенности взрослой аудитории», ведущий сказал: «Теперь давайте разложим мою работу «по полочкам», проверим, учел ли я особенности взрослой аудитории». Перед глазами участников был слайд, и они, как проверяющие, стали «ставить галочки», поясняя, как именно была учтена та или иная потребность.

В приведенном примере учет особенностей взрослой аудитории был сделан предметом специального рассмотрения, переведен из способа работы в ее содержание. (В теории обучения такой шаг называется «перевод из процессуального плана в содержательный».) В тренинге для тренеров такой ход оправдан, в тренинге для организаций он уместен тогда, когда мы имеем дело с теми специалистами, которые регулярно выступают в качестве ведущих, тренеров, обучают собственных сотрудников или клиентов. В обычном управленческом тренинге ведущие могут не рассказывать о потребностях взрослых учащихся; главное — помнить о них в ходе занятий.

В программе дистанционного образования Элитариума мы обучаем взрослых людей реальным практическим знаниям для личностного, карьерного и профессионального роста.

Элитариум.Ру — Дистанционное обучение

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»