Муниципальное унитарное предприятие «Сыктывкарский Водоканал» муниципального образования городской округ «Сыктывкар» - это предприятие естественной монополии в обеспечении водой и канализационными услугами центрапьной части г. Сыктывкара. Сейчас - это одно из крупных предприятий города Сыктывкара.
Миссия предприятия формулируется следующим образом: «Чистая вода для здоровья граждан города без ущерба для окружающей среды».
Структура МУП «Сыктывкарский Водоканал» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс. В штатном расписании 115 профессий рабочих и ИТР, в том числе технологи, энергетики, механики, химики, бактериологи, экономисты, программисты, проектировщики и т.д. в целом кадровый состав предприятия можно охарактеризовать как постоянный. Текучесть персонала постоянно снижается. Если в 2003 году текучесть кадров составляла 23%, по итогам 2007 года 8,9%.
Работу по управлению персоналом в МУП «Сыктывкарский Водоканал» осуществляет отдел кадров, который является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору предприятия. В числе нормативных документов, регламентирующих деятельность отдела кадров: положение об отделе кадров, должностные инструкции сотрудников отдела кадров, инструкция по обеспечению предприятия персоналом необходимой квалификации, инструкция по общему делопроизводству.
МУП «Сыктывкарский Водоканал» - это предприятие с большой численностью персонала (723 человека), работающего на производственных площадках, расположенных в различных частях г. Сыктывкара и с. Выльгорт. Для того чтобы сотрудники Водоканала ощущали себя единым коллективом, было решено создать такую корпоративную культуру, которая позволила бы персоналу ощущать чувство гордости за результаты своего труда и за то, что они работают именно на этом предприятии, т.к. осознание сотрудником себя как части единого целого, неизменно приведет к увеличению производительности труда и уменьшению числа ошибок.
Существуют такие внешние атрибуты предприятия как флаг, гимн, официальный сайт, эмблема предприятия, которая располагается не только на фирменных бланках, но и на всех документах, автомашинах, спецодежде, посуде, канцелярских принадлежностях, визитных карточках сотрудников Водоканала. И флаг, и сайт, и эмблема - это только элементы корпоративной культуры предприятия, которая состоит из многих частей. Все они помогают Водоканалу стать единым целым, одной семьей.
Новый сотрудник, приступая к работе в Водоканале, получает буклет-приглашение с необходимой информацией о предприятии. Это позволяет ему сразу проникнуться корпоративным духом и почувствовать себя членом большого, дружного коллектива.
Формирование имиджа предприятия, как привлекательного работодателя - важный элемент для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников. Одно из направлений формирования имиджа и корпоративной культуры лежит в области работы с семьями сотрудников. Семья играет значительную роль в жизни наших работников. Ведь именно семья поддерживает сотрудника в его работе, высказывает удовлетворение или неудовлетворение работой одного из своих членов, именно с семей он советуется, когда устраивается на работу или увольняется.
Некоторые работодатели считают, что если сотрудник получает хорошую зарплату, то его семья не нуждается в дополнительном внимании. В Водоканале такой подход считают не эффективным. На предприятии уделяется большое внимание детям сотрудников.
В Водоканале «Дети - наше будущее» - это не просто слова ведь более 700 работников предприятия имеют 320 детей в возрасте до 14 лет и 61 ребенка в возрасте до 17 лет. Из известных приемов работы с детьми можно привести детские подарки в Новый Год, материальная помощь в случае бракосочетания, рождения детей, при устройстве ребенка в детский сад. Дети, окончившие полугодие и год на «отлично» получают стипендию от предприятия.
Более подробно остановимся на мероприятиях с детьми сотрудников и со всеми членами семьи:
- организация детского оздоровительного отдыха;
- проведение праздника детства 1 июня;
- организация творческих мероприятий;
- реализация проекта «Знания о воде, необходимости ее экономии - с детства!»;
- проведение экскурсий на производственные площадки Водоканала;
- трудоустройство детей на период летних каникул;
- проведение семейных развлекательных и спортивных мероприятий;
- поддержка детской команды по мини-футболу «Водоканалец»
Все мероприятия предусмотрены коллективным договором, смета расходов утверждается ежегодно, но в эти рамки не загонишь творческий процесс и полет фантазии, поэтому собственно содержание мероприятий это каждый раз плод коллективного творчества инициативной группы.
Ежегодно в дни летних каникул дети сотрудников предприятия отправляются в оздоровительные лагеря на Черноморское побережье. При этом, в соответствии с коллективным договором родительская плата составляет лишь 20% от стоимости путевки. Для детей арендуется целый вагон, их сопровождают воспитатели и медицинские работники, в пути предоставляется горячее питание в вагоне-ресторане. При выборе детского лагеря отдается предпочтение тем, в которых дети смогут не просто отдохнуть и повеселится, но и получить оздоровительные процедуры, что особенно важно для наших северных ребятишек.
Традиционно 1 июня в День защиты детей проводится настоящий «Праздник детства», на который приглашаются все дети Водоканала с родителями. Утром на площади перед центральным зданием предприятия всех собравшихся приветствуют директор предприятия и председатель профсоюзного комитета, после их добрых напутственных слов начинается конкурс рисунков на асфальте, в котором дети выражают свои мечты о будущем города, Водоканала, своей семьи. Проигравших в этом конкурсе нет, так как всех ожидают подарки, сладкий стол, развлечения и веселые клоуны в детском центре и кафе. Кроме того, на этом празднике проводится награждение детей - отличников.
Для совместного творчества родителей и детей в Водоканале ежегодно организуются конкурсы на тему «Мир воды глазами детей». Победители получают подарки, а всех участников ждет сладкий стол. Подобные конкурсы стали традиционными и дети, неоднократно принимавшие в них участие, ждут их с нетерпением и заранее готовят рисунки, стихи, сочинения или поделки. А для того чтобы сделать работу о воде надо непременно спросить у папы или мамы об их работе в Водоканале и дети будут интересоваться тем, где работают их родители и учиться гордиться их работой.
С 2005 года Генеральное Консульство Финляндии поддерживает проекты для детей «Знания о воде, необходимости ее экономии - с детства!» и выделяет для их реализации гранты на осуществление проектов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
МУП «Сыктывкарский Водоканал» активно участвует в этом проекте. Проект включает в себя: городской конкурс рисунков «Вода - это жизнь!», с вручением ценных призов от МУП «Сыктывкарский Водоканал»; уроки воды на базе Центральной детской библиотеки; издание закладок, блокнотов и памяток; издание журнала «Капелька» для детей и их родителей о деятельности МУП «Сыктывкарский Водоканал», с интересной информацией о воде и заданиями; анимационный видеоролик, показанный по телевидению; иллюстрированные книги Андрея Канева «О водице из-под крана», «Приключения принца-Капельки» пьеса-сказка «Полковник Хлор придет на помощь».
Изготовлены плакаты с информацией об экономии воды. Всю печатную продукцию получают не только дети сотрудников предприятия, но и детские и школьные библиотеки и детские сады города Сыктывкара
Для детей сотрудников предприятия в возрасте 12 лет и старше организуются экскурсии на водоочистные сооружения. Там они могут сами увидеть, где работают их папы и мамы и узнать какой путь проходит вода от реки до кранов в наших квартирах. Подобные экскурсии прививают у детей уважение к труду и предприятию, на котором трудятся их родители.
Еще одним приоритетом корпоративной и кадровой политики Водоканала является трудоустройство в летний период школьников-детей сотрудников предприятия, и проведение производственной практики студентов. Все дети оформляются в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, рядом с ребятами работает опытный наставник. Подобные трудовые каникулы имеют большое практическое значение.
Дети отвлечены от вредного влияния улицы и имеют возможность поработать и получить в качестве оценки своего труда первые в своей жизни деньги. Рабочие династии формируют лояльность предприятию. Если на предприятии проработал дед, работает отец, то высока вероятность, что и его сын будет уважать предприятие и работать также хорошо. С другой стороны молодежи сложно получить не только первую работу после окончания учебы, но и просто производственную практику. Как показывает практика Водоканала и молодежь и родители рады такой возможности. А студенты, прошедшие практику на предприятии получают приоритет в последующем трудоустройстве.
Проведение спортивных мероприятий или совместных семейных мероприятий - хорошая возможность для сотрудников всех уровней стать ближе друг к другу и почувствовать себя одной командой, С целью поддержания здорового образа жизни организовано посещение плавательного бассейна, лыжной базы и тренировки по волейболу. И здесь у Водоканала есть свои традиции: Зима - это, безусловно, Новогодние утренники для детей с раздачей подарков. При этом при формировании праздничного пакета каждый раз учитывается мнение детей. Для взрослых сотрудников и их «вторых половинок» проводится новогодний маскарад с приглашением артистов г. Сыктывкара. При этом каждое структурное подразделение готовит шуточный отчет «По итогам года».
Осень - отмечается соревнованиями «Мама, папа, я - спортивная семья»! которые проводятся в специально арендованном спортивном зале и включают в себя не только спортивные соревнования, но и неспортивные, творческие конкурсы.
Весна - каждый год в субботу «масленичной недели» организуются семейные выезды на «Зеленецкие Альпы»,
Лето - в первые теплые дни организуется выезд на природу. Заранее находится большая поляна или берег реки, организуется выезд на автобусах, шашлыки, барбекю, развлечения.
С предложением о создании детского футбольной команды обратились в профсоюзную организацию Водоканал сами дети, которые уже выросли из дворового мальчишеского футбола и хотели бы заниматься серьезно. Для них был арендован спортзал и приглашен тренер, пошита форма с эмблемой предприятия. Спонсируется участие в соревнованиях. В городских соревнованиях ребята заняли третье место. В Водоканале надеются и верят в них.
Таким образом, дети сотрудников предприятия с малых лет знакомятся со спецификой Водоканала: будучи малышами, через участие в конкурсах; учась в школе через экскурсии на производство и работу в Водоканале в летний период; поступив в профессиональные учебные
заведения, проходят учебную практику. Все это позволяет им проникнуться духом Водоканала, получить возможность познакомиться с его деятельностью, его традициями и особенностями. Именно по этому растет число семейных династий, работающих в Водоканале много лет. И в этом, руководство видит только положительные моменты.
Как показывает практика, сотрудники - члены семейных трудовых династий работают лучше, более слаженно и ответственно, так как уже знакомы со спецификой предприятия, его корпоративной культурой и стараются не подводить близких людей.
Еще одним словом в подтверждение стабильности предприятия и уверенности его сотрудников в завтрашнем дне, в том, что он сам и его дети будут защищены, является то, что ежегодно у сотрудников Водоканала рождается больше малышей.
Таким образом, корпоративная культура, финансовая стабильность, опытный коллектив, система поощрения инициативы работников позволяет Водоканалу предоставлять высококачественные услуги потребителям, одновременно обеспечивая стабильный состав компании, который играет важную роль в выполнении миссии Водоканала.
Внимание руководителей предприятия к детям и семьям работников помогает выработать лояльность, поднять мотивацию, удержать квалифицированные кадры.
Как сказал Акио Морита, основатель корпорации ЗОНУ, отец «японского экономического чуда»: «Компании, которые достигли в стране наибольшего успеха - это те компании, которые сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров».