Кто это? | Ирина, представляю Вам свое мнение по вопросу (одновременно сообщаю, что судебная практика складывается иначе ). Исходя из определений, приведенных в ст.129 ТК РФ, тарифная ставка представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Заработная плата работнику на основании ст.135 ТК РФ устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии со ст.130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является государственной гарантией по оплате труда работников. Одновременно законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе в связи с природно - климатическими условиями. В соответствии со ст. ст. 146, 148 ТК РФ труд работников, занятых работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиям производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ). Согласно ст.315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Исходя из ст.11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Поскольку конкретные размеры надбавок и районных коэффициентов Правительством РФ не установлены, они продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах предусмотренных законодательством бывшего СССР. Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 4521-1 от 19.02.1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям(Город Сыктывкар). В соответствии с преамбулой Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, то есть особых условиях. Постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 г. N 537 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" Министерству труда Российской Федерации было предоставлено право давать разъяснения по вопросам начисления процентных надбавок к заработной плате и районных коэффициентов на заработок с учетом вознаграждения за выслугу лет. В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 г. N 537 Минтрудом РФ было утверждено разъяснение "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (утверждено постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49). В пункте 1 названного разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 прямо указано на то, что процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, установлены к заработной плате лицам именно за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Другими словами, из приведенных норм следует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на установленную заработную плату, то есть сверх заработной платы. Как усматривается из ч.1 ст.129 ТК РФ, ст.ст. 315, 316 и 317 ТК РФ, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, и механизм установления данных выплат не находится ни в какой зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда. Исходя из буквального смысла приведенных норм ТК РФ и перечисленных нормативно - правовых актов полагаю, что включение в минимальный размер оплаты труда выплат по районному коэффициенту и процентной надбавке к заработной плате, а также доплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, незаконно. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, и работающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, оказалась бы равной минимальной заработной плате, исчисленной для работников, не работающих в таких местностях и с такими условиями. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 ТК РФ). В соответствии со ст. 1 ФЗ N 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в ред. ФЗ от 24.06.2008 г. N 91-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. Исчисление заработной платы, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, ниже минимального размера труда, что противоречит ст. ст. 2, 130 и 133 ТК РФ и нарушает мое право на получение заработной платы в полном объеме (ст. ст. 2 и 21 ТК РФ). Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. При этом минимальный размер оплаты труда установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации и не может включать в себя компенсации, установленные для регионов Севера. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Ст. 315 ТК РФ закрепляет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 года закрепил, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Ст.ст.316,317 ТК РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате. По моему мнению, включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо, так как при этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районный коэффициенты и северные надбавки, с заработной платой, выплачиваемой работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями, расположенными в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно городе Сыктывкаре Республики Коми. А иное понимание закона, противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 года, подписанный в СССР и вступивший в силу 03.10.1976 года (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) Таким образом, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установленные ст. 133 ТК РФ, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации. |